Больше рецензий
5 июня 2021 г. 21:02
1K
5 Один из ОПОРНЫХ текстов честных и мыслящих людей
РецензияЭто знаменитое письмо великого русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского, написанное им 15 июля 1847 года, входило в школьную программу по литературе. Изучали мы его, насколько я помню, в 8-м классе. Изучают ли его дети теперь – не знаю. Судя по мышлению и поведению современных школьников, Белинский им вряд ли близок. А жаль!
Один из величайших писателей России Николай Васильевич Гоголь, написавший такие великолепные произведения, как «Вечера на хуторе, близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Ревизор» и наконец «Мёртвые души», в последние годы своей жизни почти растерял свой талант, а с талантом и значительную долю здравомыслия. Гоголь ушёл в православие, монархизм, народность и стал пропагандировать эти «ценности» своему читателю. Грустно и противно.
В 1847 году увидела свет книга Николая Васильевича «Выбранные места из переписки с друзьями», которая была составлена на основе его собственных писем к своим друзьям и знакомым, написанным автором в разные годы. Не только то, ЧТО писал Гоголь, но и то, КАК он это писал, привело преданных почитателей таланта Гоголя (к которым относился и «Неистовый Виссарион» Белинский) в … ужас (не подберу лучшего слова) и вызвало в их душах негодование.
Ещё бы! Замечательный писатель, литературная гордость России, обличитель помещичьей и чиновнической жизни написал вдруг такие гадости, да ещё таким бездарным, слезливым, слюнявым и лживым слогом, что у некоторых не на шутку закралась мысль – не сошёл ли автор с ума? А другая мысль о Гоголе была ещё хуже – не стремится ли автор улучшить своё ФИНАНСОВОЕ положение, став сочинителем книжки такого содержания? То есть, - НЕ ПРЕДАТЕЛЬ ЛИ ОН?!
Вот по поводу этой книги, которую Белинский, как сам он говорит, прочёл множество раз, и пишет своё письмо Гоголю великий критик.
Сразу после написания письмо Белинского разошлось в списках среди образованных и свободомыслящих людей России, было принято ими очень тепло и стало некоей библией честно мыслящих людей. Такая высокая оценка, данная читателями этому письму, - заслуженна. Смею думать, что и 174 года спустя после написания этого произведения, оно не утратило ни силы своей, ни правды, ни актуальности.
Хочу «покаяться» - я читал это письмо не менее 15-ти раз в течение своей жизни, и в разные годы был (увы!) не всегда на стороне Белинского. Был я несколько раз и на стороне Гоголя.
Гоголь – один из любимейших моих писателей. И хотя я никогда не был поклонником «Выбранных мест…», сама ЛИНИЯ мыслей Гоголя, которую вёл он в этой своей книге, была мне в целом понятна. Да, слог книги ужасен! Да, Гоголь в ней предстаёт бездарным, бесхребетным, попросту, ЖАЛКИМ существом. И всё же мне было понятно, КАК он дошёл до этого. Любимым людям мы склонны прощать даже гадости – так вышло и со мной по отношению к Гоголю.
К счастью, я дожил до такого возраста и такого образа мыслей, что смог ПОЛНОСТЬЮ встать на точку зрения Белинского. Думаю, неплохо было бы знать это письмо, если не наизусть, то близко к тексту КАЖДОМУ мыслящему человеку. Каждому, кто строит свою жизнь сознательно, кто не в шутку, а по-настоящему думает воспитывать своих детей, кто собирается жить и живёт ради высокой цели, живёт честно и по совести.
НЕКОТОРЫЕ ЦИТАТЫ:
«Оскорблённое чувство самолюбия ещё можно перенести, и у меня достало бы ума промолчать об этом предмете, если б всё дело заключалось только в нём; но нельзя перенести оскорблённого чувства истины, человеческого достоинства; нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель».
«Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение».
«Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете?.. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною… Что Вы подобное учение опираете на православную церковь — это я ещё понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною, церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, — чем и продолжает быть до сих пор».
«Неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? — Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-Вашему, русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почёсывая себе задницу. Он говорит об образе: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ».
«Что кажется естественным в глупцах, то не может казаться таким в гениальном человеке. Некоторые остановились было на мысли, что Ваша книга есть плод умственного расстройства, близкого к положительному сумасшествию. Но они скоро отступились от такого заключения: ясно, что книга писалась не день, не неделю, не месяц, а может быть год, два или три; в ней есть связь; сквозь небрежное изложение проглядывает обдуманность, а гимны властям предержащим хорошо устраивают земное положение набожного автора».
«Да, у русского человека глубок, хотя и не развит ещё, инстинкт истины!»
«Времена наивного благочестия давно уже прошли и для нашего общества. Оно уже понимает, что молиться везде всё равно, и что в Иерусалиме ищут Христа только люди, или никогда не носившие его в груди своей, или потерявшие его. Кто способен страдать при виде чужого страдания, кому тяжко зрелище угнетения чуждых ему людей, — тот носит Христа в груди своей и тому незачем ходить пешком в Иерусалим».
«Не будь на Вашей книге выставлено Вашего имени и будь из неё выключены те места, где Вы говорите о самом себе как о писателе, кто бы подумал, что эта надутая и неопрятная шумиха слов и фраз — произведение пера автора «Ревизора» и «Мёртвых Душ»?
«Я не умею говорить вполовину, не умею хитрить: это не в моей натуре».
Комментарии
А инстинкт истины по-прежнему не развит...(((
Но и в неразвитом виде работает он у нас совсем неплохо:)