Больше рецензий

5 июня 2021 г. 13:12

136

4 Рыжий - на счастье!

Чуть было не поставила этой книге «отлично», потому как тут действительно кот – главный герой (неслучайно в названии вынесено его имя), а не просто фон для очередной любовной истории. Описываются его приключения-злоключения, встречи с разными людьми, его чувства и мысли (!), в общем, книга абсолютно прекрасна – в первой ее половине.

А потом начинается любовная линия (благодаря коту Марсу конечно), и восторгов у меня резко поубавилось. Ну как так – завалить прекрасную городскую «кошачью» сказку, полную магии и теплоты (вкупе с безжалостной правдой жизни), преобразовав ее в довольно пошлую (не по описанию, а по смыслу) и совершенно неправдоподобную историю «про любофф». Ну так ведь все хорошо шло…

Но обо всем по порядку.

Сначала мы видим неблагополучную семью: с милой девочкой двенадцати лет, ее несчастной забитой мамой и совершенно отвратным папашей-моральным уродом. У девочки есть кошка, которую ей подарила любящая бабушка, покойная мать папы-нелюдя (нет, ну там правда мужик – говно редкостное, и хотя нам подробно объясняют почему он стал таким, это его не оправдывает), и эта кошка рожает одного котенка. Огненно-рыжее чудо. Девочка называет его Марсом. И некоторое время все идет хорошо.

Подкупает то, что автор делает котенка, а потом и молодого кота полноценным героем романа. Живым существом, с душой и чувствами. Описывает, как малыш начинает познавать мир, привыкать к людям и… видеть их, скажем так, насквозь. Интересная мысль, что кошки видят что-то вроде ауры вокруг каждого человека (в восприятии Марсика это «защитное поле» – золотое свечение, у кого ровное и теплое, а у кого – с прорехами, в которые утекает жизненная энергия), а также призраков, тени умерших людей и еще всякую потустороннюю хрень. Я тоже склонна в это верить.

Как только ненавидящий животных (и никого не любящий в принципе) глава семьи за первую же провинность выкидывает беззащитного котенка на улицу, начинается самостоятельная жизнь Марса – его взросление, постепенно пропадающее доверие к людям (увы, увы!), краткое пребывание у разных временных хозяев. Про каждого нового человека, с кем котенка сводит жизнь, автор увлекательно рассказывает: кто он, что он, что у него за плечами и как дошел до жизни такой. Показывает характер (даже если всего несколькими штрихами – мы уже можем составить представление о человеке), мышление, ауру (в восприятии Марса). И очень тонко и ненавязчиво доводит до читателя, кто из героев – хороший человек, несмотря на ошибки, а кто…

Вот мы в большинстве привыкли думать, что жестокость – это проявление прежде всего физического насилия. И все понимают, что жестокосердие – это где-то внутри, это свойство души, - а уже потом это выливается в физическое травмирующее воздействие. Но что можно сказать про девицу-«гламурку», у которой души нет в принципе, поскольку она давно продала ее за модные тряпки? (один штрих – тапочки «от кутюр», на шпильке (!), купленные в ЦУМе за бешеные деньги, – уже все сказал о человеке). Когда котенок испортил ее новое платье, в котором она готовилась поразить заморского гостя (притом, что сама понимала: это ее косяк, что оставила обновку на диване), она проявила осознанную жестокость. Не усыпила котенка, как грозилась (нет, так он ничего не почувствует, а он же должен страдать!), а просто вышвырнула его на улицу, в холод и снег. И – типа она молодец, не убийца. Что тут сказать? Это ведь не только умственная ущербность (мстить маленькому несмышленому животному как человеку – это надо иметь на редкость куцые мозги), а… я даже не знаю, как это назвать… глистность какая-то что ли. Не душа, а глисты за этой привлекательной внешней оболочкой. Нечем помочь.

Почему я назвала эту книгу «городской сказкой»? А потому что все, кто был добр к Марсу, получили ответочку – все у них в дальнейшем хорошо сложилось. Рыжий котенок принес этим людям (прямо или косвенно) счастье, смысл жизни, радость и добро.

Отдельно стоит отметить тот период жизни Марса, который он провел в обществе Черного – опытного уличного кота, который ему покровительствовал, помогал выживать и учил жизни (ну просто «Котенок по имени Гав»!) Здесь животные «разговаривали», обмениваясь мыслями, и автор довольно убедительно показала другой кошачий тип – независимого дикого создания, у которого нет ни малейших причин контактировать с людьми, который воистину «сам по себе». Вообще интересное проникновение в самую кошачью суть, такое не во всякой современной книжке про животных встретишь.

И, как в хорошем романе воспитания, у Марса был выбор – жить так, как учил Черный, либо все же дать людям еще один шанс. И тут, по законам жанра, он остался без наставника, попал под машину и встретил свою новую (и последнюю) хозяйку – хорошую девушку Настю. Которая выходила его, пригрела, да и полюбила, да и решила оставить себе (хотя первоначально это в ее планы не входило). Хэппи-энд? Ну вообще-то только завязка, так выходит, хотя кошачья история подошла к своему логическому завершению.

Ну а дальше началась банальная и унылая мелодрама, в которую я совершенно не верю. В один прекрасный день Настя «наехала» на какого-то серьезного дядьку сорок плюс, начальника работяг, неправильно клавших асфальт, они перегавкались, мужик ей нахамил и ушел. Просто обалденное начало романа (хотя нечто подобное мы видели в фильме «Вокзал для двоих»). Потом, к моему недоумению, этот товарищ почему-то стал угрызаться совестью, что-де накричал на девушку почем зря (ага, он добряк в душе, и это, кстати, не он на кота наехал на машине, номер которой запомнила Настя, ехавшая следом). Случайно увидел ее в кафе…

Ну вот на кого это рассчитано? Девушка обычная, ничем кроме молодости не примечательная, и он вдруг на нее так запал, что в считанные часы влюбился. Да был так настойчив и напорист, что девушка не устояла, ответила взаимностью, и все у них сложилось просто на ура.

Я не знаю, чем руководствовалась автор, сочиняя подобную слащавую ерунду (т.е. нам предлагают поверить, что внезапная страсть тут же переродилась в большое и светлое советское чувство? какая глупость), поскольку все это выглядит как плохо продуманная мелодраматическая история из тех, что в изобилии предлагали в 90-е латиноамериканские сериалы: ничем не примечательная девушка, по сути неудачница, без амбиций и особых талантов, внезапно получает хорошо упакованного мужика со всеми благами цивилизации, любовь на всю жизнь, семью и т.д. – вот просто за то, что она такая хорошая, скромная и добрая.

Все это было бы более-менее съедобно, но ведь товарищ по ходу пьесы готовится к свадьбе. И его невесту, «холодную и расчетливую», нам упорно пытаются преподнести как некоего монстра. Я абсолютно не согласна с демонизацией этой несчастной Клары, вся вина которой в том, что она в свои тридцать шесть трезво смотрит на жизнь и считает Кирилла подходящим мужчиной, с которым можно создать семью. Типа не любит, все про деньги думает и вообще сука. Так что так ей и надо.

А можно полюбопытствовать, много ли одиноких женщин 30+ ведут себя как-то иначе? В эти годы уже есть опыт, как правило несчастная любовь, а то и неудачный брак, а еще и дети бывают, из-за которых женщины, наплевав на себя, убиваются на работе (или двух), лишь бы ребенок не голодал. Да, у Клары детей нет, но она очень хочет родить и будучи сама работающей женщиной, просто желает, чтобы у них был нормальный отец, своя крыша над головой, а у нее – возможность заниматься детьми, а не просто выживать. Что тут преступного? Любая нормальная женщина (а не молодая девчонка) прежде всего оценивает мужчину как будущего мужа (т.е. кормильца, помощника, отца и т.д.), а уж потом как любовника. Хотелось бы ей только секса, так она бы не заморачивалась всеми этими хлопотами (ремонт, свадебное платье и проч.), а просто проводила бы время с этим Кириллом (и, вероятнее всего, не только с ним).

Просто Кирилл – инфантильный мужчина, который тупо испугался ответственности. Я вообще не доверяю тем из них, кто до сорока лет не то что не потрудился завести семью, но даже просто не жил с женщиной. Обычно это законченные эгоисты, ну или типичные маменькины сынки, от которых сложно ждать поддержки в будущем (то есть женщина будет ему не женой, а мамой – если хочет с ним жить). В данном случае – это «сестрин» сынок, который «дозрел» на пятом десятке, чтобы бросить вырастившей его сестре в лицо: это ты виновата, ты меня разлучила с любимой девушкой в юности! Да, очень по-мужски: сваливать вину за собственное малодушие на близкого человека, женщину (ага, сестра-монстр его цепями в подвале заковала и сказала: не пущу к этой, лучше сдохни!) Очень достойно. Кстати, возможно Настя напомнила ему ту девушку из юности (но это уже мои домыслы, в романе этого нет).

Мужскую трусость и подлость нам преподносят как некое благородное деяние: дескать, не стал портить женщине жизнь («привыкнув, разлюблю тотчас» - что-то вроде) – уже молодец. Автор безмерно снисходительна к своему герою, просто потому что он – мужчина! – оказывается, тоже ждал встречи с истинной любовью. И за это она ему все прощает. Н-да.

Короче, может кто и поверит в эту любовь (скажем, исключение, которое просто подтверждает правило), хотя она очень надуманна. Я ее кое-как переварила – просто потому, что мне нравится Настя. Она неравнодушный человек, не смогла пройти мимо искалеченного животного, этим все сказано. Поэтому она свое счастье заслужила. По мнению автора – очень даже ей подфартило. Ну бог с ней, пусть так, другого варианта нам тут все равно не предлагают.

А Клара, конечно, совершила дурной и глупый поступок, пытаясь все исправить (и тут автор заставила меня понервничать, чуть было не превратив мелодраму в трагедию). Но, во-первых, отчаявшаяся женщина часто готова на все, чтобы вернуть любимого (кто не переживал предательства, тому не понять), и я ее за это не осуждаю, во-вторых, она сделала хуже только себе. Даже отбросив всю мистику (к слову, тут у нас ненавязчивая мораль – не ищи помощи у черта, только хуже будет): осталась Клара у разбитого корыта, пережив полный крах всех своих надежд и, вероятно, навсегда перестав верить мужчинам. Еще и заболела до кучи. И нам предлагают закидать эту несчастную камнями? Из-за этого козла?..

В эпилоге, словно и не было всей этой дурацкой мелодрамы, автор вновь возвращается к своей манере доброй сказочницы: рассказывает нам про судьбы всех героев. У всех (включая кота Марса, его маму и его потомство… наверное, у него и в дальнейшем дети были – ну не портить же сказку стерилизацией!..) все сложилось хорошо. Да и у отрицательных персонажей все как-то нормально (добрая автор, ничего не скажешь; хотя если у людей нет души – нечем помочь). Конец, как и начало, великолепен.

Вот за эту атмосферу добра и справедливости, за чудесного кота, который освещал жизнь людей как солнышко (и особенно – за то, что он изображен не хуже персонажей-людей, вот за это – просто огромное спасибо, действительно «история с кошкой» получилась!), ну и хорошую девушку Настю я оцениваю этот роман достаточно высоко. Лав-стори все только портит, но хоть не всю книгу занимает – и на том спасибо.