Больше рецензий

Djetty

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 июня 2021 г. 12:43

333

3.5

Еще по-прежнему ярки в моей памяти впечатления от первой книги о приключения Эраста Петровича – очарование авторским слогом и воссозданной им атмосферы эпохи, динамичностью и живостью повествования, яркими и колоритными персонажами и, да, Фандориным тоже. Юным еще, пылким, доверчивым, мечтательным, безоглядно смелым, неопытным.

«Турецкий гамбит» продолжает его историю. Впрочем, произведение в достаточной мере самостоятельно, и его можно читать без ознакомления с первым – об «Азазеле» упоминается вскользь, как воспоминание о былом.

Роман, как и первый в серии, представляет собой один из поджанров детектива (а мы помним, что автор задумал серию как краткое изложение всех жанров детектива) – шпионский, поэтому в основу сюжета ляжет тема подрывной деятельности диверсантов и разведчиков (в лице Эраста Петровича), которые должны раскрыть шпионов.

События произведения разворачиваются во время русско-турецкой войны, но исторические события тут являются лишь фоном и, вероятно, не в полной мере достоверны.

В отличие от предыдущей книги серии, эту историю мы видим глазами нового персонажа – Варвары Суворовой, которая решается на рискованное предприятие – отправляется на фронт к своему жениху, а по пути встречает Фандорина и стечением обстоятельств будет считаться его помощницей (при этом не станет очередным «Ватсоном» в тени великого сыщика). Эта смена ракурса с детектива на его помощника помогает автору сохранить интригу, передав события (важные для шпионской линии) через женское восприятие, а легкие любовные линии придали легкости политическо-военной основе сюжета.

Фандорин будто отойдет на второй план: его здесь будет мало и будет казаться, что он ничего не делает. Но только так он сможет не вызывать подозрения и за всеми следить. И хотя со времени последней его встречи с читателями в «Азазеле» пройдет всего год, Эраст Петрович сильно изменится (да и неудивительно – после его личной трагедии): все еще молод (Варя удивится, что ему всего 21 год), но уже не назовешь юнцом – так подкосили его события, посеребрили ему виски.
Мало его было в книге, хотелось, чтобы он был «в кадре» побольше. Говоря словами Вари, «…С ним … Спокойней? Интересней? Так сразу не определишь, но определённо с ним лучше».

Впрочем, другие персонажи тоже порадовали: элегантный, обаятельный, талантливый журналист д’Эвре, смелый и безрассудный генерал Соболев, вновь вернувшийся в сюжет граф Зуров. Жаль было расставаться с последним, будет не хватать его.

Еще хочу отметить рассуждения Фандорина о России:

«Один человек изначально не равен другому, и тут уж ничего не поделаешь. Демократический принцип ущемляет в правах тех, кто умнее, талантливее, работоспособнее, ставит их в зависимость от тупой воли глупых, бездарных и ленивых, потому что таковых в обществе всегда больше».
«- Несправедливое государство можно разрушить и построить взамен него другое.
- К сожалению, государство – это не дом, а скорее дерево. Его не строят, оно растет само, подчиняясь закону природы, и дело это долгое. Тут не каменщик, тут садовник нужен».

Динамика повествования, интрига сюжета, легкий слог автора, интересные персонажи делают чтение увлекательным и легким, а резкая (менее резкая, чем в первой книге серии) развязка заставляет сразу тянутся к следующей книге.

Так что не прощаюсь, Эраст Петрович, а говорю: «До свидания».