Больше рецензий

15 мая 2021 г. 13:27

808

4 «Стук-стук-стук. Пауза. Стук-стук-стук»

Хотя «Фантомы» остаются моей любимой книгой Кунца, тем не менее не могу не отметить, что «Полночь» - тот самый камень, от которого по воде разбегается максимум кругов.

Несмотря на то, что завязка здесь не мгновенная, а динамизм нарастает постепенно, автор практически сразу сталкивает читателя со злом, которое довольно быстро перестает быть неведомым. И в этом однозначный плюс повествования, так как благодаря описанию всех Новых Людей, их чувств (или их полного отсутствия), их жажды свободы и жажды крови, их страха читателю удается еще лучше, еще больше и глубже проникнуться атмосферой всепоглощающего ужаса от невозможности вернуться назад, за ту границу, которая отделяет человека от существа, похожего на него только внешне (и только поначалу).
Конечно, то, как именно стали изменяться Новые Люди, слишком фантастично и малопонятно, да и сами герои так до конца и не смогли в этом разобраться. Однако с точки зрения подачи хоррора (боди-хоррора, триллера, саспенса) — очень хорошо и очень напряженно. Сама по себе идея главного антагониста — это квинтэссенция бреда и шизофрении в самом ярком ее выражении. Лишь в самом начале Шаддэк казался более-менее похож на пусть не совсем адекватного, но все же ученого, который стремится к созданию новой расы. Но по сути своей, такого мерзкого, отвратительного и ничтожного психа, как он, я не встречала давненько (тут можно бы взять другое произведение Кунца, но Енох Каин из «Краем глаза» не считается, потому что он не вызывал вообще никаких эмоций, ни положительных, ни отрицательных).

Персонажи книги представляют собой разномастный набор пешек, у каждой из которых свои функции и задачи. Они интересны — каждый по-своему, и тем интереснее их взаимодействие. Я бы сказала, что Крисси, пожалуй, даже СЛИШКОМ жизнерадостна и непосредственна для ребенка, который только что потерял родителей и несколько раз оказывался на волоске от довольно жестокой смерти. Иногда ее рассуждения казались чрезмерными, я бы сказала, что временами и ее самой было многовато, но в целом девочка произвела очень приятное впечатление. Неистеричная, умная, сообразительная, смелая и довольно отчаянная.
Тесса мне понравилась своей адекватностью и тем самым оптимизмом, которым славилась вся ее семья. Она составила прекрасную по своему контрасту пару Сэму, который очевидно был изображен таким уставшим от жизни, подавленным, но все же не отчаявшимся до той степени, когда проходишь точку невозврата. Не захотел же он кончать с собой?
Гарри также получил свою долю развития, он был не менее интересен, чем физически здоровые и полноценные в этом плане Тесса, Сэм и Крисси. Я за него переживала до самого конца. И за Муза, естественно, тоже! К счастью, Кунц не совершил непоправимую ошибку, лишив книгу такого обаятельного героя (прошу прощения за спойлер).

«Сказал «А», говори и «Б»

Правда, если в целом взаимоотношения между героями были живыми, яркими и заставляли им живо сопереживать, то намек на романтическую линию мне не понравился. Серьезно, эта машина либо едет, либо отправляется на свалку, но не буксует по бездорожью. Если автор не собирался более-менее развивать эту линию, как было в «Фантомах», то не нужно было даже намекать, потому что в одностороннем развитии слишком много недосказанности, а это равносильно открытой концовке. Не люблю я таких вот недоговоренностей.

Отдельно хотелось бы сказать несколько слов о Ломене Уоткинсе, так как этот персонаж, на мой взгляд, был не второстепенным, а самым что ни на есть главным. На его примере была прекрасно показана борьба между человеком и зверем, разумом и машинным интеллектом, добром и злом. Уоткинс не был злом в прямом и буквальном смысле этого слова. Он находился как бы за гранью этих понятий, поскольку будучи лишенным эмоций, он словно бы лишился самого главного определения, существующего для человека — души. Понимание им самим своей неполноценности, ужас от того, что его ожидало в дальнейшем, тяжесть и боль от постоянной борьбы с внутренними демонами не сломала его, а поставила перед ним две конкретные цели — уничтожить первопричину его страданий и обрести покой. Поэтому для меня Ломен оказался на порядок ярче и интереснее, чем Сэм, который проигрывал зомбированному полицейскому как в плане силы воли, так и в отношении к жизни.

И наконец, я рада, что финал тут есть. Не открытый, как в «Комнате шепотов», не длящийся бесконечно и приторный до невозможности, как в «Краем глаза». Да, одна открытая дверь все же осталась, но то, что касается изменения человеческих взаимоотношений — сложный и непростой вопрос, который трудно раскрыть за полстраницы. Однако по той подаче, которую выдал автор, можно надеяться на самый благополучный исход. Как известно, вода камень точит.

Кто-то говорит, что это - лучший роман Кунца. Ну как сказать... Он однозначно хорош, он цепляет и крепко держит до самого конца. В нем раскрыто немало интересных идей, затрагивающих чисто эмоциональные аспекты человеческой сущности. Автор с глубоким убеждением, но без излишней навязчивости говорит о Боге, о вере, о ценности жизни, важности семьи и отношений между близкими, и в этом чувствуется его личное отношение. Мне это нравится, и это одна из причин, по которым я не бросаю читать книги Кунца, даже если не все мне «заходят».
Конечно, он не выбивает 100 и 100, потому что он не лишен недостатков. Какие-то линии раскрыты больше, какие-то меньше, главный злодей слишком быстро и резко слетел с катушек, однако при этом повествование настолько увлекает, что пламя интереса не гаснет, а горит ровно, все больше раздуваясь от середины к концу.

Поэтому я бы назвала «Полночь» знаковым романом. Знаком авторского качества. И поэтому хочется, чтобы таких романов было как можно больше.