Больше рецензий

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 мая 2021 г. 20:12

433

3 Горестная жизнь графомана

Стремительным рывком врезается красная "Лада" в чёрный "Мерседес"... Взрыв, еще один, и вот уже огнем объяты обе машины, и только крики гибнущих людей еще звучат и звучат в ушах…

Вообще-то это строки из аннотации к одноименному фильму, снятому по мотивам романа, но она конгениальна тексту. Он такой же красиво-напыщенный. И безнадежно графоманский.

Написанный в 1981 году, роман эксплуатирует популярную в те годы тему цеховиков-спекулянтов-растратчиков. Действие происходит в Одессе, которая привычно уже прикидывается мифическим Южноморском, но она так плотно населена пиликающими на скрипках Додиками, курортниками, готовыми снять любой угол, даже застекленный балкон, и таксистами с их фамильярно-высокомерным «мадам!», что сомнений нет – она, родная.

Основная проблема романа в том, что, завернутый в оболочку детектива, пусть и в чисто советском изводе, когда преступления могли иметь только шпионскую или экономическую подоплеку – «Следствие ведут знатоки», если кто понимает, – он зачем-то претендует на психологизм. Главный герой-преступник – ну как преступник, в современном мире он был бы менеджером по продажам, и успешным, – всю дорогу не то чтобы мечется, но через череду случайностей и совпадений осознает наконец порочность своего пути. Финальный катарсис – это уж как положено.

«Преступления и наказания», увы, не получилось, хотя и задушевных разговоров, в том числе со священником, в книге много, и своя Сонечка Мармеладова есть. Все ходульно, шаблонно, скучно.

А я в очередной раз размышляла о все дальше уплывающей от нас Атлантиде. Как водится, автор раскрывает персонажей через бытовые мелочи. Например, с главным героем мы знакомимся так: на размягченный асфальт площадки ловко и уверенно опустились сразу обе ноги таксиста в голубых носках и мягких японских штиблетах. Следом появился и сам таксист в бледно-голубой полурукавке с широким отложным воротничком, из-под которого виднелась синяя шелковая майка. Эластичные кремовые брюки с точной стрелкой подпоясывал широкий ремень. Сразу понятно – гад! В голубых носках. Было понятно в 1981 году, а в 2021 это уже не считывается, правда? И если к какому Пушкину XXI века Лотман века XXII и напишет подробные комментарии, разъясняя про «инвалидов» и «страсбургские пироги», то вот такие культурные коды забудутся навсегда. И потомки нас не поймут. Уже не понимают.

Комментарии


Лично мне довольно забавно наблюдать смену культурных кодов: когда ты прекрасно знаешь прежний, но уже довольно сильно погружен и в новый. И прикольно обсуждать это с молодым поколением, которое новый знает куда лучше, а вот старый понимает не всегда.

Но нужно сказать, что нам с вами тут особенно сильно "везёт" со сменой кодов. Между Пушкиным и Лотманом - полная смена кода и вообще всего что можно. Между тов. Штемлером и сегодняшним днём - ещё одна полная ломка. Будешь тут не понимать :)


Ага )) Блажен, кто посетил сей мир...


А я подтекст про голубые носочки совершенно не уловил, хотя вполне из той эпохи и помнится даже красные носил :)


Да ладно! Начало 80-х, японские штиблеты - да еще мягкие! Шелковая майка, голубые носки - из общего описания понятно, что не сизо-растянутые производства карагандинской чулочно-носочной фабрики, а как минимум пакистанские (а то и финские). Ну понятно же, что спекулянт, хапуга и вообще не наш человек. И предчувствия нас не обманывают ;)


Общее уловил, конечно. Просто думал, что именно про голубые носочки был какой-то специальный анекдот, который прошел мимо ).


Нет, ну красные - это совсем другое дело! :)))))


Кстати, слово "полурукавка" увидел впервые в жизни.


Я тоже подвисла. Сначала подумала, что это была футболка. Или, как это изделие именовали в советской номенклатуре, "фуфайка летняя" ;) Но футболка с отложным воротником? Рубашка-поло, похоже.