Больше рецензий

26 апреля 2021 г. 13:21

488

3 Социально-физиологический коктейль на любителя

Для меня книга разделилась на две части - первая мне очень понравилась - где ребенок, наделённый недюжинным воображением пытается соткать образ матери из любых призраков младенческой памяти, ощущений, из нежности людской и звериной. Он пытается магически отмотать жизнь назад как кинопленку и относится к этому как ежедневному упражнению, чтобы не старела больше его больная попечительница мадам Роза - бывшая шлюха, а теперь просто добросердечная старая толстая еврейка, пережившая в молодости ужасы второй мировой войны.

Соседка - Мадам Лола - заботливый сенегальский трансвестит помогает мальчику выживать и ухаживать за старухой. Но стремление автора непременно подробно перечислить все сексапильные прелести "мадам" Лолы, показались мне неуместными (Достоевский, например, не считал нужным описывать губы и грудь Сонечки Мармеладовой). Мне всё время хотелось "задёрнуть занавеску" интимного пространства героев книги, но автор раз за разом оголяет их - то безумная голая старуха перед зеркалом, то безобразная нагота её же тела, брызжущая в глаза мальчику, когда он помогает мадам Розе совершать гигиенические процедуры.

Вторая же часть подобна коктейлю из человеческих выделений в хрустальном стакане - стиль всё тот же, но постоянное упоминание о нечистотах, вони и разложении, о естественных отправлениях и отвратительной болезненной телесной дряхлости, о неизлечимом слабоумии и всё это с многократными повторениями фраз, деталей и сцен. Это напоминает уже стремление больного выговориться, назвав своими именами всё что тревожит душу и выплеснуть это наружу, и пусть другие читатели называют это прекрасной книгой о любви, которую невозможно запачкать. Но мне кажется, автору удалось. Я не смогу это перечитывать.

Стареющий автор как тараном в стену общественного сознания пробивает мысль о необходимости принятия закона об эвтаназии - "абортирования для взрослых". Сам он, кстати, покончил с собой в 66 лет.

Мне всегда были интересны литературные мистификации - доказанные как в этом случае, недоказанные (такие как Артюр Рембо и Павел Ершов) и даже легенды о них (например, что Дюма это возможно, выживший Пушкин). Интересно что побуждает автора надевать маску. Желание что-то доказать миру, который считает что время автора прошло или может сменить стиль не рискуя прежними почитателями, или возможность высказать опасные мысли, или посквернословить, не запачкав своего имени. Я совсем недавно открыла для себя Ромена Гари и к сожалению, сразу с романа, написанного под другим именем (кстати, Поль Павлович - внешне весьма удачный образ для такого дерзкого творческого почерка)
Поль Павлович
Что же почитать такого, что выразило бы наиболее полно манеру самого Ромена Гари? Европейское воспитание? Корни неба?