Больше рецензий
21 апреля 2021 г. 16:32
6K
4 "Вот так и живешь по крашеному времени"
Рецензия"Все сошлось, то есть все обмануло...это театральное, жалкое, посулы ветреницы, влажный взгляд матери, стук за стеной, доброхотство соседа.
Все обмануло, сойдясь, все.
Вон тупик тутошной жизни - и не в ее тесных пределах надо было искать спасения.
Странно, что я искал спасения..."
Что же это всё-таки такое было: фарс? драма? театр абсурда? кошмарные сны наяву?.. Меланхолично-депрессивное повествование со столь явными кафкианскими мотивами (не раз и не два приходил на ум при прочтении набоковского произведения мой любимый кафкианский роман - Франц Кафка - Процесс ) умело балансирует на грани: не скатываясь в пропасть отчаяния и безнадежности (а хотелось бы, вот этому роману мрачность бы только пошла на пользу...), не заслоняя жестко-ироничным правду жизни, не маскируясь смехом от насущного...
Приговор суда абсурден (видимо, по мысли того же автора, как и вся наша жизнь), беспощаден и равно бессмысленнен. Осуждение на смертную казнь за "непрозрачность" (как ни пытался герой с дурацким и трудно выговариваемым именем Цинциннат Ц. притвориться "сквозистым", спрятать свою истинную сущность не удалось. По мысли властей, он опасен для общества и государства, потому что фактически невидим для остальных, трудно прочесть его душу...), на деле же он совершенно безобиден и опасность представляет, наверно, лишь для себя самого; обманываемый даже собственной любимой женой Марфинькой, он не может защититься от фальши этого мира...
"Я чувствовал такой страх и грусть, что старался потонуть в себе самом, там притаиться..."
И грустно, и вместе с тем смешно читать строки этого, не побоюсь слова, злободневного романа наших дней. Трагикомедия - вот как можно охарактеризовать происходящее в книге. В лучших традициях русской классики - трагедия маленького человечка - в переносном и даже в прямом смысле слова "маленького" - он невысок ростом, щупленький, тоненький, беззащитный, обделенный, не знавший никогда собственного отца, пытавшийся заслужить любовь, да вот вышло так себе (и без любви, быть может, легче невзгоды все перенести...)
"Что ж, пей эту бурду надежды, мутную сладкую жижу. Надежды мои не сбылись..."
Сейчас, в тюрьме, после того как страшный приговор уже вынесен и обжалованию, понятное дело, не подлежит, он пытается добиться лишь одного - и думается мне, напрасно - узнать дату казни. К чему это? Разве к смерти можно приготовиться? Разве можно спокойно принять тот факт, что завтра его уже не будет? Земля будет вращаться точно так же, люди будут улыбаться или плакать, любить или ненавидеть, петь, гулять, танцевать, а его - не будет...Разве можно вот это все перечисленное вместить в себя, в сове сознание и принять? Да и чем лучше Цинциннат любого из нас - никому не дано знать своего последнего часа...
В заключительных главах книги настроение сменяется с ироничного на трагического, наконец-то (!) появляется запоздалая саморефлексия - и это, на мой взгляд, самые прекрасные, самые трогательные и вдумчивые страницы романа. Вот в таком ключе мне бы хотелось прочитать и весь роман (но у Набокова другое мнение:), к чему здесь размышления о глупой жене, воспоминания о собственной никчемности? на пороге вечного надо и думать о великом...4/5, приглашение получено, ответом уведомить по почте...
Прочитано в Игре в классики
Комментарии
Набоковские дни продолжаются, Анастасия?)
Прелестная рецензия.
Хорошо подметили про маленького человечка и трагикомедию... вот только как по мне, это больше трагикомедия в том смысле, в каком у Данте была Божественная комедия.
Что наша жизнь? Игра и фарс, во многом.
В самых трагичных моментах жизни, корни их - почему то нелепы и фарсовы, словно злая игра чья то.
Любопытно вы заметили в конце, что вам хотелось бы, чтобы весь роман был выдержан в тонах трагической рефлексии последних страниц.
Это бы и о мире можно было сказать.
Но Набоков - мастер.
Не случайно он в роман вплёл и ПиН Достоевского, с его первым в мировой литературе образом нимфетки ( у Набокова это Марфинька) и Войну и мир с его дубом, дивно ставшем образом Древа Познания добра и зла.
В сердце гг проносится, как перед смертью, как в повести Толстого, Смерть Ивана Ильича, вся его жизнь, вся пошлость и нелепость кроткая, но это нелепость не одного человека, а всей жизни, и как итог, лишь в конце, душа Цинцинната возвращается к себе подлинному, прекрасному.
Происходит превращение не менее волшебное и таинственное, чем в конце Мастера и Маргариты, когда они по небу мчались на конях.
Здорово вы завершили рецензию)
Доброго вечера вам)
Фарс для меня в тех главах, где герой вспоминает свое прошлое и еще так спокойненько рассказывает об изменах своей жены, словно сторонний наблюдатель.
А его имя! У всех ведь в книге нормальные человеческие (привычные слуху) имена. Но Цинциннат и тут не такой, как остальные)
Роман про дуб - это, конечно, нечто)) Ничего удивительно, думала я про себя, что он его так и не дочитал: смерть стала избавлением от этой книги...
Кстати, забыла в рецензии написать, что мне образ библиотекаря очень понравился: всегда готов поддержать человека в трудную минуту книжечкой и с готовностью предложит каталог (каталог-то еще какой дивный, книги в нем расположены не по авторам, а по количеству страниц. Можно подобрать себе не что-то очень длинное)
Просто тогда бы роман был чуточку поглубже...
Это профессиональное)