Больше рецензий

20 апреля 2021 г. 13:34

285

4 Русский хоррор, Стивен Кинг, Максим Кабир и «Скелеты» в шкафу



В чем отличие русского хоррора от нерусского? Ведь каждый из вас, любителей ужастиков, если даже не видел причин, то хотя бы чувствовал что-то неуловимое. Что-то, что делает русский ужастик таким русским. И дело даже не в богатстве фольклора – в импортных ужастиках нисколько не меньше загадочной хтони, – а восемьдесят процентов хтони русской прибыло к нам из-за границы, еще восемнадцать процентов из оставшихся двадцати – произведения о потомственных ведьмах.
 
И еще один вопрос: почему практически все русскоязычные читатели любят Кинга?

С творчеством Максима Кабира я познакомился пару лет назад. Сборник рассказов «Призраки» оставил дольно приятное послевкусие. Плюс на Ютубе частенько встречаются рассказы. Максим Кабир – это уже некий знак качества. Отличный слог, живые персонажи и интересные задумки. Каждый рассказ – что-то новое, без самоповторов и избитых твистов.

«Скелеты» вызывали сомнения.

Во-первых, название. Выпустить книгу с названием «Скелеты» – довольно странный ход, учитывая, что сборник «Призраки» – о призраках; антология «13 монстров» – о монстрах; «13 ведьм» – о ведьмах и так далее. Ну, по логике «Скелеты» должны быть о скелетах. Причем, в самом прямом смысле слова. А что может быть скучнее скелетов (хотел придумать тут что-то еще скучнее, но не смог)? Поэтому именно эту книгу вывозит имя автора.

Во-вторых, это не сборник рассказов, а роман, который даже в аннотации сравнивают с творениями его величества (сарказм).

Ну и в-третьих, это бессознательное, привитое долбанными девяностыми, некое отторжение русского хоррора. Меня до сих пор выворачивает наизнанку от каратистов, сражающихся со злобными некромантами.

(Было еще в-четвертых. Ненавижу книги в мягких обложках, а эту не нашел в твердой.)

И все же… это ведь ССК, это ведь Кабир, а, значит, ничего тупо проходного быть не должно.

К вопросу об отличиях: импортные авторы пугают инородным. Для них нет ничего страшнее, чем оказаться во власти чешских психопатов или шведских лесных демонов.

Русские же пугают своим, родным. Вся хрень творится в соседней квартире, в которой живет алкаш Вася, а снизу на лавочке лузгают семечки бабули. И откуда бы ни прибыл монстр, он всегда хочет разгуляться именно тут. Потому так и любят Кинга среди русскоязычных читателей. Он один из немногих, кто помимо страхов играет еще и на ностальгии.

Вот и в «Скелетах» любой из нас узнает улицы своего родного города, соседа или гопника с параллели. Этим и цепляет в самом начале.

Главные герои опять же типично кинговские – и это на этот раз не похвала. У Кинга вообще главные герои одинаковые получаются почти всегда. Эдакие трезво мыслящие хорошие ребята, которые, собираясь в кружок борцов со злом, на серьезных щах, не допуская иных возможностей, «Допускают» (именно так, в кавычках и с большой буквы) то, что в городе поселилось вселенское зло. Все их предположения, даже, очень странные, вдруг оказываются правдой. «Вот у неких народов есть такие бяки – Шевы, – и они очень похожи на наши…» – и в итоге бяки действительно оказываются шевами.

Сюжет. На самом деле довольно крепкий ужастик, пугающий местами до мурашек. Чего только стоит первое появление Свиньи. Отличное начало и очень динамичная, по-хорошему голливудская, концовка, интересные монстры. В рецензиях к произведению увидел пару претензий к любовной линии, но сам не вижу в этом ничего плохого и даже наоборот.

Однако и тут не обошлось без минусов. В середине произведение немного провисает. Лично мне не хватило тех столпов, на которых принято держать напряжение. Когда тебе просто перечисляют все непотребности хтони, не разбавляя их, собственно, продвижением героев вперед, в итоге становится скучновато. Но это ненадолго.

В любом случае, рекомендую книгу. Твердая четверка и продолжаем погружаться в русский хоррор.