Больше рецензий
30 октября 2012 г. 00:11
687
4
РецензияАлександр Секацкий «Моги и их могущества»
Я представляю, какой шок вызвало появление в 1994 году трактата Александра Секацкого «Моги и их могущества». И хотя в печатном виде он вышел только спустя два года, рукопись, передаваемая от знакомого к знакомому, зачитывалась до дыр.
«Могические» круги стали расходиться по интеллигентской тусовке Петербурга, вербуя в свои ряды все большее количество сторонников. Сейчас это трудно представить, но под влиянием Секацкого в 1995 году даже объединились две столь несовместимые личности – музыкант Сергей Курехин и философ Александр Дугин, озвучив со сцены ДК Ленсовета манифест «Новых магов».
Затем последовал длительный инкубационный период пока к 2001 году не сформировалась устойчивая группа питерских неофундаменталистов, а издательство «Амфора» не стало выпускать серию «Наша марка», в которую вошли книги приверженцев этого направления.
***
Так, собственно, в чем кроется причина столь сильного воздействия трактата Александра Секацкого? Те, кто читал Кастанеду, думаю, без труда ответят на этот вопрос. Когда на сотне с лишним страниц вам подробно, в деталях с достоверность очевидца описываются магические практики, очень трудно отделаться от мысли, что все это не происходило в реальности.
Вначале разберемся с терминологией.
Прежде всего моги делят всех людей на могов и немогов…
Однако, кроме могов и немогов существуют еще две небольшие группы: это маги и йоги.
Сами моги не проводят здесь строгой границы, однако интуитивно различие воспринимается и ощущается ими безошибочно. Йоги ищут путей овладения скрытыми физическими и психическими возможностями человека, маги ищут возможности обратить в свою пользу внешние силы культуры. И тем и другим занимаются также моги: кардинальное различие существует, однако, в подходе, в методе. Моги не признают священной серьезности таинственных сил; моги с этими силами работают. Работа требует строгой техники безопасности, но все же в основе своей она ближе к экспериментальной физике, чем к заклинаниям шамана, хотя моги нередко пользуются и заклинаниями.
Теперь, чем занимаются моги. Начинается трактат с описания «волейбола». Несколько могов концентрируют боль, выводят ее наружу и затем начинают перекидывать друг другу как мячик. Один кидает – другой ставит экран. Мячик-боль постепенно ускоряется, пока один из могов не направляет его куда-нибудь наружу. Конечно, не стоит попадаться на пути этого снаряда, но в случае прямого столкновения моги всегда придут на помощь – поднимут, отряхнут и направят дальше по пути следования. :)
Далее идет подробное описание визитов друг другу во сне, разбивания стаканов взглядом, наведение заморочек и пр.
Главное, все время помнить цель, ибо внедрение в эту скрытую организацию немога и подчинение себе других приводит к уничтожению всего «могущества». В трактате так случилось с Москвой.
Заканчивается повествование печально, но вполне логично. Совместный танец могов на Дворцовой площади плетет кокон Катастрофы и спускает спусковой крючок Апокалипсиса.
Бессмысленно пересказывать этот необычный трактат. В него надо просто погружаться, следуя указаниям и воле автора. И получать удовольствие от прочитанного, по крайней мере, в первый раз.
Павел Крусанов, к слову, многократно использовал могов в своих книгах, и прочтение Секацкого обязательно, перед тем как вы раскроете «Укус ангела» или «Бом-бом».
***
Наль Подольский «Хроники незримой империи»
За тем интернетом, который мы знаем сейчас, последует семантический вэб. По крайней мере, так утверждает Тим Бернерс-Ли, создатель интернета нынешнего.
Суть семантического вэба достаточно проста. Если сейчас мы что-то ищем, вбивая запрос в поисковую систему, то в будущем у каждого человека будет персональный поисковик-секретарь. Почти как даймон из «Темных начал» Филипа Пулмана.
Наль Подольский попытался материализовать недалекое будущее. Даймоны в его империи не просто программы, они материализованы в виде помощников-заменителей реальных людей. Главная героиня – психолог, обучает этих секретарей правилам приличного поведения и дресс-коду.
Интересна линия с философом Федоровым. Загрузив в такого «секретаря» все его труды, удалось создать вполне разумную личность, достаточно быстро освоившуюся в далеком будущем. Почему в качестве испытуемого был выбран именно Николай Федорович Федоров – понятно. Основным стержнем его философских воззрений является воскрешение мертвых. (К слову, следующий в очереди «на воскрешение» был Герман Гессе).
Заканчивается, правда, все не очень хорошо. Киборги-серетари выходят из-под контроля и даже пытаются убить своих прототипов, чтобы занять их место. Но объединенными усилиями человечества равновесие восстанавливается и вводится запрет на «помощников» верхнего уровня. Чтобы понять, во что они после этого превратились, достаточно вспомнить финальную сцену из «Пролетая над гнездом кукушки».
Весьма полезная книга в плане визуализации возможных проблем неизбежного технического прогресса.
Комментарии
В книге представлено ещё одно произведение: «Ужас и страх» Рекшана. Почему о ней не написали?
Эта повесть мне показалась самой слабой в сборнике и явно излишней.
А мне Подольский как раз не понравился, а вот Рекшан очень пришёлся в тему. Причём, именно из-за Подольского пришлось купить книгу, остальные были доступны в цифровом виде в сети, что тоже о чём-то говорит.