Больше рецензий

9 апреля 2021 г. 19:06

407

3.5

Для меня стимпанк – это прежде всего про визуал. Все эти причудливые механизмы, очки-гогглы, смешение викторианской моды с панком, безумные учёные, ретродизайн техники, странные транспортные средства... Смотреть дух захватывает, а вот читать на эту тему мне неинтересно. Но игра есть игра, и жанр этот до меня всё же добрался. Решила выкрутиться и прочесть нон-фикшн по теме.

Книга издана 10 лет назад, и многое уже кажется устаревшим и принадлежавшим к субкультурам нулевых: стиль фотографий, практически полное отсутствие других соцсетей помимо личных блогов, популярность тех сайтов, что сейчас почти забыты, интернет на вторых ролях и т.д. Но авторам надо отдать должное, на момент 2011 года информация собрана и систематизирована весьма хорошо, пусть и не всегда полно.

Начинают они с книг, рассказывая о праотцах стимпанка, Жюле Верне и Герберте Уэллсе, на чьи романы повлияли мистификации Эдгара По и философско-сатирические повести на основе работ Фрэнсиса Бэкона и Иоганна Кеплера. Разбираются сходства и различия их взглядов: Верн в своих книгах опирался на современную ему науку, Уэллс выдумывал машины будущего. Верн фантазировал сюжеты, Уэллс давал социально-политические комментарии. В Америке на рубеже 19-20 веков также были популярны так называемые эдисонады, книги о молодых изобретателях, отправляющихся в забытые уголки или на Дикий Запад и своими изобретениями спасающие страну или даже весь мир от какой-нибудь внешней угрозы.

Весь этот протостимпанк во многом повлиял и на научную фантастику 20 века в общем, и породил сам поджанр в частности. Его появление авторы книги связывают с 1980-ми и такими писателями как Джеймс Блэйлок, Тим Пауэрс и К.У. Джетер. И, конечно же, с "Машиной различий" Гибсона и Стерлинга, изданной в 1990-м и считающейся каноном стимпанка. Возрождение жанра в нулевые приписывают авторам подросткового стимпанка Чери Прист, Гейл Кэрригер и Екатерине Седиа. Странно, что совсем не упоминается Чайна Мьевиль, чьи романы обычно тоже причисляют к стимпанку.

Помимо книг в "Библии стимпанка" затрагиваются комиксы, тематическое искусство (механические модели, постеры, картины, инсталляции), мода как субкультура и образ жизни, а также музыка, но ничего не сказано о компьютерных играх.

Самый интересный для меня раздел, кино в эстетике стимпанка, был последним. Старые чёрно-белые экранизации Верна и Уэллса, мультфильмы Миядзаки ("Небесный замок Лапута", "Ходячий замок", "Принцесса Мононоке"), японские "Легион" и "Стимбой", голливудские "Дикий дикий Запад", "Лига выдающихся джентльменов", "Война миров", "Золотой компас", "Небесный капитан и мир будущего", "Шерлок Холмс" Гая Ричи, мультфильм "9", французский "Город потерянных детей", австралийская короткометражка "Загадочные географические исследования Джаспера Морелло", сериалы "Доктор Кто" и "Хранилище 13". В общем, список "на посмотреть" пополнился.

Steampunk set design looks great. The Industrial Revolution has grown old. So machines that Romantics considered satanic now look romantic.


Собери их всех

Комментарии


мультфильмы Миядзаки ("Небесный замок Лапута", "Ходячий замок", "Принцесса Мононоке"

Мне захотелось посмотреть эти мультфильмы)
Спасибо)


Лапуту я ещё не видела, но Замок и Принцесса великолепные. Очень люблю творчество Миядзаки.


"Ходячий замок" я смотрела. Отличное аниме, атмосферное и со смыслом)


Даа, очень его люблю.