Больше рецензий
9 апреля 2021 г. 11:45
921
3
РецензияКнига написана на материале лекций Хайдеггера 1951-1952-го годов, когда ему снова разрешили (после проведенных процедур денацификации) преподавать в университете.
Я вот просматриваю сейчас свои конспекты, другие тексты (или те же свои рецензии здесь же, на этом сайте на некоторые его книги, размещенные) и всё больше убеждаюсь, что философ сей как раз стопроцентно «умещается» в свою же, сказанную в этой книге синтагму о том, что «Каждый мыслитель продумывает только одну единственную мысль».
С единственной только поправкой, не поправкой даже, а, скорее, комментарием, что «продумываемая» автором «мысль» состоит из трёх элементов: Гельдерлин, Ницше и я (то есть он, Хайдеггер, которого начнут понимать, по его словам, через триста лет) после них. Говорит он ещё здесь же, правда, и о мести, но, всё равно говорит в контексте Ницше и себя, любимого, хочет он, мол понять, что придет на место мести.. Странно, подумал я, когда первый раз встретил (в тексте) этот его вопрос, обращенный, как бы к будущему.. Странно, как что? –Вроде как проблема мести была актуальна для Ветхого Завета, а в Новом Завете есть же вполне четкий ответ на этот вопрос (и вы все его конечно же знаете).. Ну да ладно, будем считать, что товарищ имел в виду эмоциональную составляющую миропонимания, хотя таковая «эмоциональная составляющая» не есть его сильная сторона. А что есть тогда его «сильная» (сторона)?
Как что? Именно то, что от него и переняли в последующем Деррида и Ко: -бесконечная мастурбационная игра слов и понятий, запускаемая по псевдо-онтологическим кругам, и чем путанее, тем лучше: создаешь (многовариантную) ризому, выбираешь на ней один какой-нибудь «вариантный» путь, всё время говоря, что вариантов нет, и, тем не менее, пройдясь по этому (произвольно выбранному) пути, садишься в конце с ехидной улыбочкой и ехидно-скромно ожидаешь (неизбежных) оваций.
Комментарии
Благодарю за очередную интереснейшую рецензию. В свои замечательные лаконичные зарисовки Вы вкладываете воистину золотую информацию для размышления.
---
Замена мести, исходя из логики Нового Завета, - суть Любовь. Вы ведь это подразумеваете, я верно Вас понимаю?
Хайдеггер, сожалеющий о том, что месть утрачивает позицию смыслового центра, неизбежно позиционирует себя антихристианином, и тут неважно, вольно он это делает или невольно. В данном случае такое позиционирование наступает априори, на мой взгляд. Согласитесь?
И вот, если до этого момента в мои рассуждения не вкралась ошибка, наступает время для очень интересного фундаментального, ключевого философского вопроса - что мы можем считать источником антихристианства Хайдеггера, Ницше, либо какое- то явление до Ницше, минуя Ницше (рискну предположить, что явно не национал- социализм, это было бы слишком мелко для Хайдеггера, да и явно он был антихристианином ещё до всякого национал- социализма...)?
не берусь судить религиозные вопросы в контексте их внутренней аутентичности названных персонажей.. спасибо за отзыв и за высокую оценку