Больше рецензий

6 марта 2021 г. 11:32

311

2.5 Я сделяль

Японцы очень любят придумывать уникальные слова, аналогов которым, дескать, нет ни в одном другом языке. Потому что ни одно слово не может воссоздать все те значения, которые заложены в японском варианте. Тот же умами. Если поискать значение этого слова в интернете, но не поймешь ровным счетом ничего. Но стоит только посмотреть «В поисках божественного рецепта/ Повар-боец Сома», и понимание придет само собой, без лишних слов и заумных объяснений.

Безусловно, японец, повествующий об элементе собственной культуры, должен разбираться в нем больше, чем жители других стран. Но создается впечатление, что автор понимает в определении каваии ровно столько же, сколько переводчик в своих лунных матросах (привет, Сейлор Мун и компания).

Нагата уловил мой интерес к миниатюрам и объектам ностальгии и предложил мне написать культурно-историческое исследование о феномене каваии.


Но разве этого достаточно для полноценного исследования? Инухико Ёмота здесь свалил в кучу всё: различные эпохи, мангу, аниме, девочек-школьниц, пуракуры, косплей, журналы для женщин, которым за 50, геев и лесбиянок, гегемонию Hello Kitty. Опросил кучу студентов разных возрастных групп (от 16 до 22 :D) и искренне удивился тому, что у геев и лесбиянок разное представление о кавайном (кто бы мог подумать? :D). Но так и не дал объяснения тому, что же из себя это самое каваии представляет.

Вообще, я могу ошибаться, но мне кажется, что чтобы судить о предмете, недостаточно только подключить свой интеллект или опираться на мнение респондентов, которые в данном возрасте интересуются собственной привлекательностью у противоположного пола. С предметом стоит познакомиться лично. И чем ближе, тем лучше будет результат. А еще он должен тебе нравиться. Именно поэтому попытка толковать популярность Сейлор Мун, и уж тем более, трактовать ее значение воспринимается не болеем чем суждение о книге по обложке.

А ведь объяснить такую любовь к данному аниме как в Японии, так и по всему миру, не так уж сложно. Сейлор Мун — это в первую очередь сказка. А в сказках всегда есть место приключениям, там существует справедливость, и добро побеждает зло. Главная героиня Усаги ничем не отличается от того образца героев, которые в начале истории предстают перед зрителями/читателями как неудачники, лентяи, личности непопулярные, с кучей недостатков, (эдакий свой человек, близкий и знакомый), но которые со временем обретают себя, из неприглядной, отталкивающей гусеницы превращаются в прекрасную бабочку. И здесь дело не в завуалированном нежелании взрослеть и бороться, прости господи, с сисястыми тетями. Здесь речь как раз о становлении личности. А уж идея о том, что Луна символизирует месячные, и Усаги против того, чтобы взрослеть, по своей логичности сопоставима с заявлением, что По из «Телепузиков» — девочка, потому что она красного цвета и у нее на антенне кольцо (простите, не смогла сдержать эту невольную аналогию :D). Как тогда объяснить тот факт, что у принцессы Серенити (воплощение Усаги) есть муж и две дочери? Хотя чему удивляться? Если профессор спрашивает у своей студентки, которая повела его в квартал для геев, а что такое яой, и она ему сказала «ну это когда coupling», а дальше сенсей пустился в свои рассуждения. Вся суть данного исследования похожа на испорченный телефон — он где-то что-то услышал, а дальше додумал сам.

Тот, кто не каваии, тому счастья не видать

— не потому, что он не кажется окружающим миленьким, а потому что он погряз в бытовухе, проблемах, мыслит по-взрослому, теряет вкус к жизни. Может быть именно поэтому многим нравится милота, кавайность, волшебство и сказки.

В принципе, можно было остановиться на определении каваии как чего-то, что вызывает умиление и положительные эмоции. А то вон в попытке разобраться в вопросе можно дойти и до яоя :D Или, например, смело заявить, что рисунки котят в Освенциме кавайны, и теперь автор не может спокойно смотреть на Hello Kitty (взаимосвязь одного с другим впечатляет), и что кавай вообще насквозь фальшив и опасен. В общем, не профессорское это дело — о милоте рассуждать.