Больше рецензий

26 февраля 2021 г. 18:38

228

5

Шон Тан, человек, который как дзэнская палка или экзистенциальная пощечина, довольно ловко выдернет вас из рутины, в которой вы, будем честны, застряли.
Могла бы начать рецензию по всем канонам: биография, титулы, экранизации, но...эта часть потеряна, если вы понимаете о чём я.
Честно признаюсь, размышления об этой книге не до конца оформились еще и, в целом, есть такое ощущение, что она очень хорошо переплетается с другими историями: от детского Питера Пена до культовых и гениальных Моби Дика, Кафки, Гёте, Канта, Хайдегера... даже творчество Магритта вполне хорошо компануется. Ведь история эта про творчество, искусство и про экзистенциальный кризис юноши в целом (сложновыговариваемых слов не боимся; расшифровываю: экзистенция - существование, а кризис, это повортный момент и связанный с ним выбор / решение)
Lost thing уже в этом названии есть и отсылки и ориентиры для вашей дрожайшей мысли, которая будет блуждать по сюжету снова и снова, как герой книги и Вещь по городу ориентируясь на один единственный витьеватый знак. В итоге он нашёл самоё сокровенное: свой внутренний мир, интересно, а что найдёте вы, поймёте ли вы сакральный смысл названия, найдёте ли вы ответы или еще больше вопросов?
Или же вы будете как Тановское общество, прятать, скрывать, уничтожать всё, что выходит за рамки общепринятого и допустимого? или как родители рассказчика, выказывать отвращение и критику к тому, что не поддаётся стандартам? А как загнать мысль в рамки нормы и стандартов расскажут многочесленные министерства всякой туфты, ну и телевидение естественно. Герой книги мечется, пытается найти ответы, но даже наука (в лице его ученого друга, ЕДИНСТВЕННОГО, кстати, персонажа с именем) оказывается неспособна объяснить творческую природу человека.
Именно за этот поиск, за этот внутренний кризис я считаю эту книгу во многом, историей взросления. Это не роман, здесь запечатлён один такой кризис, один выбор и кусочек последствий, в реальности конечно же таких кризисов и выборов у нас больше, но все ли они сравнимы с утратой своего творческого потенциала (или потенциала своего ребенка)? Наверно именно поэтому гениев живописи, литературы, даже науки, не так уж и много, не все решаются пойти против и называть Вещи своими именами, а не Ничейными.
Как рассказчик с самого начала (возможно намеренно) отрёкся от Вещи, так история и завершилась: мир, в которой герой отвёл свою находку - это его внутренний мир, наполненный необыкновенными, фантастическими Вещами однако, этот мир он держит под замком, т.е. не развивает свои таланты и идеи, свой потенциал.
И именно по этой причине наравне с ощущением фантастики вас не покидает грусть при прочтении этой книги. Ведь lost - потерянность -одинокость это проекция рассказчика. Талант как понятие самостоятельное существует бесспорно, но проявляется только через человека; талант может быть потерян, а человек остаться, правда уже без значительной доли индивидуальности, которая не подходила под стандарты общества. Вещь только помогала рассказчику воссоединиться со своей творческой частью, т.е. сама по себе Вещь потерянной не была, она была Dasein, а тот, кто потерян и одинок это сам рассказчик, в обществе потребления, в котором человек лишь маленькая шестеренка.
Мой 5-ти летка называет книгу путешествием в мир, доступный только детям, где оживают фантазии. И он верит, что рассказчик туда ещё вернется и это, друзья мои, вселяет в меня надежду, ведь сын так верно подметил то, что упустила начитанная мать: эту чудесную историю рассказывает САМ рассказчик!...