Больше рецензий

Githead

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 февраля 2021 г. 02:51

307

5 ОТ БАДОНА ДО КАМЛАНА

Третья книга трилогии Бернарда Корнуэлла о короле Артуре. Мрачая, жестокая история несбывшихся надежд, забытых богов, измен и предательств, сражений и битв, гибели друзей и поражения. Варлорд Дерфель Кадарн (в котором что-то есть от сэра Кая, ставшего потом монахом и святым, и что-то от сэра Бедуира, бывшего одноруким, но очень сильным воином, при этом сам он - исторический персонаж, есть соответствующее упоминание в летописи) - доверенное лицо Артура, верный защитник королевства бриттов Думнонии, всеми силами пытается предотвратить закат эпохи Артура - человека, который не хотел быть королем, а всего лишь пытался жить в ладу со своей совестью. Весь мир ополчился против Артура - жена предала его, саксы объединили силы для последнего решительного удара, христиане строят заговоры, враги плетут интриги, а рыцари круглого стола - не более, чем помпезная легенда. Реальность темных веков кардинально отличается от рыцарских романов: армия в две тысячи копейщиков была огромной, вместо галантности - суровые законы тотальной войны, воины часами стояли друг против друга в строю, не решаясь приступить к бойне, пока друиды строили защитные ограждения из черепов. В ожидании боя на марше: "Нам придется выстроить стену щитов, поместить наших женщин в центр, и последние из нас испустят дух под первые крики женщин".
Начинается роман с триумфа Артура - битвы при Бадоне - ожесточенного сражения, в ходе которого бритты заняли удачную оборонительную позицию на холме против численно превосходящих сил саксов. Как всегда, именно Дерфель принял основной удар на себя: "...то был мой долг - в преддверии битвы первому сразиться в поединке один на один. Король может позволить себе защитника, но военный вождь не имеет права посылать своих людей туда, куда не пойдет сам". Корнуэлл в своих романах всегда тщательно вплетает в повествование скудные исторические сведения. Тут он совершенно прав - любой мог бросить вызов военному вождю и тот был обязан его принять, что, очевидно, является наследием "военной демократии" догосударственных варварских времен. Брутальные, пассионарные саксы, даже чье название происходило от названия короткого широкого ножа, в итоге ассимилировали в 10 раз превосходящий их по численности народ бриттов, но не в день битвы при Бадоне, нет. И опять, как пишет автор, две стены щитов столкнулись с таким грохотом, как будто бы мир рухнул. "В битве находит выход ярая ненависть, что поднимается из темных глубин души и выплескивается лютым, безжалостным гневом... Мы жили в мире, где меч наделяет знатностью, а отказ от меча означает утрату чести, так что я бежал вперед, и безумие переполняло мне душу, а ликующий восторг наделял меня грозной силой, пока я выбирал себе жертв. Стояли там двое юнцов, оба пониже меня, оба испуганные, с жиденькими бороденками, и оба дрогнули еще до того, как я нанес удар. Их взгляду явился бриттский вождь во всем блеске, а моему взгляду явились два мертвых сакса". Корнуэлл - совершенно чудесный баталист, нет равных.
От Бадона, великой победы, остановившей экспансию саксов на десяток лет, до Камлана, поражения, в ходе которого бритты убивали бриттов, Дерфель с ужасом наблюдает за крахом всего во что верил, стараясь уберечь свою семью, друзей и страну от жестокой участи. Автору удалось очень точно передать всю боль своего думающего и остро чувствующего героя, достигнув трагического эффекта древней саги. Закрыв последнюю страницу, натуральным образом понимаешь, почему легенда о короле Артуре жива до сих пор - народ Британии веками верит в него как в символ благородного служения своей родине. Конечно же, он не умер от раны нанесенной Мордредом - дамы укрыли его на Авалоне, где он и пребывает в вечном сне, оставаясь "королем настоящего и грядущего", а его верный Экскалибур ждет его на дне озера.
Напоследок предоставим слово одному из величайших поэтов всех времен и народов: "Не пристало мне советовать лордам, - отозвался Талиесин... - Мне дела нет, господин, выживешь ты или умрешь, ибо я певец, и ты моя песня, но признаюсь, до поры я следую за тобой, чтобы отыскать мелодию и изменить ее, коли понадобится"…
ВЫВОД: "Отлично". По моему мнению, самая удачная история из написанных антисв.Бернардом. Книги эти долго нельзя было купить, однако, на волне переизданий романов "саксонской хроники" и выхода фильма Гая Ричи об Артуре (не имеющего ничего общего даже со скудными знаниями о предмете), ЭКСМО переиздало трилогию с новыми обложками.