6 сентября 2012 г. 12:26
1K
5
- Ф. Ницше
Я особенно уважаю книги, построенные на некой философской концепции бытия. Когда писатели дают волю воображению на заданную философом тему, получается литературное пространство размером со Вселенную, в вакууме которой зависаешь надолго после прочтения. "Облачный Атлас" написан на основе Вечного возвращения Фридриха Ницше, о чем неоднократно упоминается в тексте метафорически, давая объяснение названию:
Души путешествуют по временам подобно тому, как путешествуют по небесам облака, и, хоть ни очертания, ни окраска, ни размеры облака не остаются теми же самыми, оно по-прежнему облако, и так же точно с душой.
И если мы привыкли, что главный персонаж книги или фильма - это человек, то в данном случае придется пересмотреть стереотипы восприятия, ибо речь пойдет о душе. Многие, не учитывая этого обстоятельства, разочаровываются в книге, не найдя истории жизни, описанные в ней, интересными. Но главная прелесть сюжета именно в том, каким образом совпадают ключевые точки развития жизненного сценария разных людей, как происходит непрекращающийся повтор душевных метаний и озарение идеей Вечного возвращения. Концепция подразумевает, что у души нет выбора: она снова и снова будет проживать одно и то же, возвращаясь в разных обличьях. И как бы ни была полна страданий и мучений ее жизнь, следует воспринимать это как дар примирения с самим собой, своей сущностью, а следовательно, благо.
Примечательно исполнение идеи: 6 прожитых жизней рассказаны по принципу матрешки, когда последовательно изложено 6 начал, а затем, по убывающей, - 6 окончаний. Таким образом роман, проведя читателя по целой цепочке повторений, и сам возвращается на исходную, подчеркивая цикличность всего происходящего. Вовлечения в историю добавляет еще и правильно выбранная и обыгранная фокальная точка зрения персонажа: все истории рассказаны от имени описанных людей в форме дневника, писем другу, рукописи, фильма, интервью и устного пересказа младшим поколениям. Это дает возможность почувствовать себя непосредственно в контакте с персонажами и нащупать под слоями наложенных эпохами особенностей одну и ту же душу, о которой и идет речь.
Атмосфера каждой эпохи вырисована достаточно явно, чтобы быть ощутимой. За 6 поколений читатель имеет возможность попутешествовать из прошлого, в настоящее и добраться до будущего. В этом плане интересно наблюдать за языком. Я из этой книги для себя выделила два слова: "когтить" (которое сильно покоробило меня несколько раз) и "бебень" (на языке будущего означает "ребенок"; прочно вошло в мой лексикон), но языковых находок, конечно же, намного больше. Особенно приятна метафоричность митчелловского языка, рождающая точные образы.
В заключение могу добавить лишь то, что эта книга must read. Особенно в преддверии премьеры экранизации.
Комментарии
"Литературного призрака" читать определённо стоит, хотя он объективно слабейший из трёх доступных на русском романов автора. Но так или иначе, именно там сложился фирменный митчелловский нарратив, которым так цепляет "атлас". "Призрак" по духу намного ближе "атласу", чем "сон". "Сон" слишком уж психоделический и визионерский какой-то))
И огромное спасибо за рецензию! Очень здорово, что всё же сняли фильм. Теперь о Митчелле вспомнят и, глядишь, даже издадут что-нибудь новенькое. Допечатку "Атласа" вот сделали опять же.
У Митчелла читала "Сон №9" и "Литературного призрака". Первая прекрасна, вторая так себе. Буду читать дальше, надеюсь не разочароваться.