Больше рецензий
12 февраля 2021 г. 14:18
580
5 Спойлер
РецензияБудь Селимович французом, как Камю, немцем, как Кафка, или даже русским, как Достоевский, стоять бы ему на полке с этими писателями в одном ряду. И в программу бы включили по зарубежной литературе, и все бы про него знали: читали бы, обсуждали и хвалили. Но гремевший в родной Югославии автор миру остался почти неизвестен. Его и на английский-то перевели только тридцать лет спустя, возможно, под инфоповод боснийской войны.
Был еще шанс у сербского писателя боснийского происхождения – Нобелевка. Но и тут не повезло. В 1961 один югославский писатель Иво Андрич уже получил премию. А снаряд, как утверждают, не попадает в одну воронку дважды. «Дервиш и смерть», вышедший в 1966, в этом смысле опоздал.
Впрочем, на этом недостатки романа заканчиваются. Любители умной, неспешной классики получают неожиданный подарок. Вроде все достойное уже давно если не прочитано, то известно, хожено-перехожено. А тут вдруг такое царское, нет, султанское подношение.
Живет в маленьком монастыре крошечного городка захолустной Боснии, на самой окраине Османской империи дервиш Ахмед Нуруддин. Живет так в отрешении и покое вот уже двадцать лет, как вдруг его маленькая уютная вселенная взрывается трагедией: без суда и следствия заключен под стражу младший брат героя. Арест вынуждает дервиша покинуть райские кущи и вопреки инстинкту самосохранения принять участие в судьбе родного человека.
События в романе набирают ход, как в сериале. Речь на похоронах, тюрьма, предательство, изощренная месть, малодушие и бессилие, внутренняя борьба и такая подстава, простите, ирония в самом конце. Тем, кто подобно мне, не выносит слишком интенсивного повествования, придется время от времени делать перерывы, принудительно сбрасывать чары витиеватого языка и приводить себя в «норму».
Только не нужно думать, что это книга-истерика. Напротив, противостояние репрессивному аппарату Османской империи передано без болезненного надрыва и ненужного сгущения красок. Но от этой неумолимой трезвости как раз и становится по- настоящему страшно.
Столь яркое изображение страха, малодушия, гнева в романе становится возможным благодаря простому стилистическому приему. Дело в том, что перед нами исповедь Нуруддина. Повествование от первого лица дает прямой доступ к мыслям и чувствам героя. А это не просто какой-нибудь там крестьянин, или купец, или даже придворный царедворец. Это дервиш, монах, который последние двадцать лет только и занимался, что своим внутренним миром. Теперь он не задумываясь подмечает в себе и других малейшие движения души. По жестам и выражению лица собеседника, дервиш может безошибочно определить, чем закончится словесный поединок. И мы страница за страницей считываем вместе с Нуруддином эти знаки, находясь по законам жанра внутри головы героя.
Феноменальная натренированная наблюдательность дервиша приводит и к еще одному эффекту. Нет наивного деления на черное и белое, герои сложны, неоднозначны, объемны, почти у каждого – своя тень. Друг дервиша Хасан предстает то решительным, то легкомысленным, то отзывчивым, то закрытым. И молодого муллу Юсуфа Нуруддин видит то предателем, то героем, то жертвой.
Почему роман называется не просто «Дервиш», почему в заголовок вынесена смерть? Из-за ареста брата Ахмед Нуруддин теряет веру в Аллаха и справедливость. Мы видим духовную смерть того, чье имя значит «светоч веры». Двадцать лет в монастыре лишили дервиша связи с реальной жизнью, выбили почву у него из-под ног. Теперь же он лишается и опоры веры. Смерть для него становится не встречей с Создателем, а шагом в пустоту. Селимович, член коммунистической партии, чей брат был расстрелян коммунистами во время войны без суда и следствия, имел полное право писать о смерти, одиночестве и свободе воли. Возможно, как и исповедь для дервиша, роман был для Селимовича попыткой разрешить «проклятые» конечные вопросы бытия. Может быть, поэтому по своему масштабу и глубине роман «Дервиш и смерть» достигает уровня античной трагедии.
Живые ничего не знают. Научите меня, мёртвые, как умереть бесстрашно, без ужаса. Ведь смерть такая же абсурдная, как и жизнь.
Резюме: 10 из 10. Любителям авторов из первого абзаца читать обязательно.