Больше рецензий

2 февраля 2021 г. 16:11

277

4

Легкий и любопытный нонфикшен! Роберт Уиттман реальный агент ФБР, который трудился в сфере расследования краж объектов искусства и, собственно, эти объекты, будь то Рембрандт, Пикассо, золотая пластина из перуанской гробницы, знамя времён гражданской (в штатах) или индейский головной убор, - возвращал. Агент не только реальный, но, можно сказать, что и единственный. В ФБР нет подобного полноценного отдела (передовики в этих вопросах греки и итальянцы, что логично), упор делается на наркотики и террористов. Так что истории, которые Уитманн излагает, достаточно уникальны! И рассказаны они очень простым слогом (помогал Уиттману журналист Шиффман). При том, что есть и экскурсы в историю искусства (я даже что-то почерпнула по этой стезе!), и вкрапления личного (супруга, трое детей, психологические травмы), и активная критика бюрократической системы (включая амбициозных самодуров). Кстати, если бы он так активно не подчеркивал, как из-за действий фбровских самовлюблённых завистников-номенклатурников нам до сих пор не доступны некоторые шедевры, я бы предъявила ему претензии за Афганистан (а то он там всех обвинил в воровстве культурного наследия и исторической идентичности: и нас, и талибов, и моджахедов, - но про своих ни слова). С учётом того, что Уиттман трудился под прикрытием, будет повод и немного пощекотать нервы. Немного, потому что пишет автор без нагнетания. Да, Уиттман в принципе обладает оооочеееень устойчивой нервной системой: ведь одно неверное слово и можно, разрушив легенду, схлопотать пулю в лоб. Единственное, конец меня разозлил немного. Понимаю, что такова реальность. Но этот обрыв, он просто дезориентирует. Если бы это был вымысел, я бы сказали, что финал скомкали.