Больше рецензий
31 января 2021 г. 21:11
622
3.5 "... И все таки прощаюсь..."
РецензияКак-то на середине фандоринского цикла мне в голову пришла мысль о том, что Эраст Петрович очень органично смотрится, будучи литературно погружен в жизнь именно в Российской империи. Он ее верный сын. Он является тем строительным материалом, на котором базировался старый режим. Он вобрал в себя множество присущих той эпохе черт и особенностей. Он сам по себе воплощение того времени. И именно поэтому я абсолютно не представляла себе Фандорина в другом времени и в другом месте. Мне казалось, что куда бы его не перемести, он будет смотреться странным чужаком. Эдакий обломок прежних дней, бросающийся в глаза. Но на тот момент я отогнала от себя эту мысль - слишком много было еще нечитанных книг впереди да и немало лет отделяло наших героев от начала бурного ХХ века... И когда в первой главе этого произведения мы вместе с персонажами оказываемся в 1918 году и пробираемся в Москву сквозь страну, в которой воюют все и со всеми, я снова вернулась к вышеизложенной мысли. Страна Советов и Эраст Петрович - это что-то такое, что даже в одном предложении смотрится дико. Поэтому как бы мне не было грустно, но я рада, что "Не прощаюсь" является завершающей книгой фандоринской эпопеи. Эпоха Эраста Петровича канула в лету и ему пора вслед за ней, ибо в новой России он смотрится неким пришельцем...
Мне было бы интересно узнать, что на самом деле думал Борис Акунин после завершения "Черного города". Он действительно тогда попрощался со своим героем, а позднее передумал и воскресил его? Или же уже тогда писатель планировал еще один финальный аккорд в виде завершающей книги? Решение написать "Не прощаюсь" было в угоду поклонникам, которые не могли свыкнуться с потерей любимца, или просто-напросто коммерческим ходом? Конечно, тут нельзя не провести параллелей со смертью Шерлока Холмса и с тем, как почитатели Конана Дойля третировали и брали его измором, принуждая к чудесному оживлению известнейшего сыщика... Как бы там ни было и какими бы мотивами ни руководствовался Григорий Шалвович, он имеет полное право делать со своим персонажем все, что угодно - топить, убивать, жечь, спасать, воскрешать и многое другое. И за себя наперед могу сказать, что сколько бы раз он не вытягивал Фандорина с того света и сколько бы не писал завершающих книг - я все равно буду этому рада и все равно буду их читать. Ибо не зарастет тропа народной любви к Эрасту Петровичу - пусть он даже уже и не тот, которым мы его полюбили :) Но должна признаться, что на мой вкус "Черный город" как завершающая книга цикла смотрелся бы более органично и удачно.
Понимая, что передо мной последняя книга цикла, мне хотелось выжать из нее как можно больше самого Фандорина. И поначалу в принципе я получала именно то, на что рассчитывала. Не буду брать во внимание, что можно бесконечно долго рассуждать соответствовало ли поведение Эраста Петровича поведению человека, только что вышедшего из трехлетней комы, мог он или не мог самостоятельно разгуливать по Москве, вести мини-расследование, о чудом пробудившейся энергии Ки и т.д. и т.п. Скажу лишь, что та часть, где Эраст Петрович в погоне за медальоном попадает к черным анархистам, понравилась мне больше всего - на мой вкус она максимально приближенная к привычным фандоринским приключениям. Дальше же была какая-то какофония... Как только сюжетный фокус сместился с главного героя и развернулся к Алексею Романову, я несколько заскучала. Когда же мы вновь узрели Эраста Петровича, я было понадеялась на возврат к привычному формату, но, к сожалению, его приключения в попытках пробраться в Украину к Нестору Махно через красных, белых, зеленых и черных показались мне невероятно скучными. Периоды 1917 и близ последующих лет всегда были для меня самыми неинтересными страницами в истории нашей родины и скрасить ситуацию не смог даже Фандорин...
Как уже было замечено о нескольких последних книгах цикла, так и о "Не прощаюсь" можно сказать, что детективом здесь практически и не пахнет. Это обычный роман с большой долей исторических вкраплений, с толикой так называемой road-story, с какой-то идиотской любовной линией, со шпионскими страстями. Но не детектив. Фандорина как сыщика в книге чертовски мало, Алексея Романова же было непростительно много - порой я думала даже, что он может посоревноваться с Эрастом Петровичем за звание настоящего главного героя этой книги... Но по-настоящему скучно и грустно мне стало тогда, когда я поняла, что Мона не проходная статистка в этом романе... Когда же выяснилось, что это привет из "Турецкого гамбита", хотелось сделать жест "рука-лицо". Как и ее маменька в свое время, так Елизавета III бесила меня неимоверно. Я не понимаю, как Фандорин мог на нее повестись. Примитивное мышление, идиотские шутки, поведение как у собаки женского пола во время течки... Да и влюбленность в Фандорина из-за того, что раньше в него была влюблена ее мать и у нее с ним ничего не получилось, достойна Оскара! Эта связь Эраста Петровича унижала в моих глазах. Из величественного мужа он превратился в тюфяка-подкаблучника! Помимо того, что он одряхлел физически, он вроде как и умственно на пару ступеней спустился вниз! Убого выглядит и история с Масой и его влюбленностью... Все это как-то больше смахивает на сюжеты ситкомов, а не романов Акунина... Вторая половина книга читалась скучно, медленно и только ради того, чтобы узнать, что в конце концов Борис Акунин таки уготовил для Эраста Петровича...
Финал получился на удивление открытый. Я готовила себя к тому, что смерть героя будет окончательной, бесповоротной и установленной, а здесь она вышла какая-то предполагаемая... Вроде как умер, но маленькая читательская надежда на то, что Госпожа Удача как-то подсобила Эрасту Петровичу выжить все же есть... Из области фантастики, но все же... После прочтения "Не прощаюсь" очень захотелось вернуться в начало и перечитать заново весь фандоринский цикл.
Комментарии
Количество книг в серии и финал были задуманы автором с самого начала.
А мне, наоборот, именно Варя всегда нравилась (она чуть ли не единственная, кто не вешался Фандорину на шею с первой же встречи). Может, на моё восприятие повлияла и экранизация. И в том, что у Акунина именно её дочка стала матерью ребёнка Фандорина, есть некоторая закономерность. Но, конечно, не Моне быть той самой последней. И не удивительно, что Эраст с ней провёл так мало времени (для такого героя лучше смерть в обличии Ян, чем жизнь подкаблучником у Инь). А на самом деле, все любовные похождения Фандорина - какой-то фарс. Да и после смерти "единственной и неповторимой" уж как-то он быстро утешился.