Больше рецензий

30 января 2021 г. 15:20

291

4 Социальный триллер

Сильное впечатление оставляет после себя "Джастисмен". Я не любитель триллеров в литературе, тут стоит вспомнить печальный опыт чтения Франка Тилье. Но, например, Фицек и Сейгер мне очень понравились, потому что они не оперировали мерзкими подробностями. То Сону как раз из той категории писателей, которые увлекаются неприятными деталями. Но тем не менее, несмотря на сцены насилия, убийства, самоубийства, травлю, нецензурную лексику, обилие жестокости, "Джастисмен" мне понравился. Дело в том, что книга очень актуальна для нашего времени. В ней поднимаются три важные проблемы, которые с течением времени потребуют решения. Во-первых, виртуальный мир становится наравне с реальным, а в чем-то даже приобретает большую силу влияния и значимость. Во-вторых, из-за того, что виртуальная реальность все больше поглощает умы людей, толпой становится легче управлять, в виртуальном мире размывается такое понятие, как правда, тот, кто громче крикнет или приведет убедительные аргументы, превращается в непререкаемого авторитета для толпы и его мышление становится истиной в последней инстанции. В-третьих, обесцениваются закон и порядок, в тот момент, когда виртуальный мир с его искаженным понятием правды переходит границу, отделяющую его от реальности, в обществе воцаряется хаос и анархия. Все эти процессы прекрасно демонстрирует в своей книге То Сону. Книга имеет остро-социальный подтекст. Хочу подчеркнуть, это не детектив, а социальный триллер.
Начало романа в чем-то перекликается с сюжетом "Тетради смерти" или "Десяти негритят", поскольку убийца вершит самосуд. Но потом повествование уходит чисто в критику общества. По строению книга напоминает слоеный пирог. Если в первой главе мы видим абстрактную картину преступления, то потом автор раскрывает детали этого преступления, он рассматривает под увеличительным стеклом каждый штрих, деталь, черту. Градус напряжения повышается от главы к главе. При этом То Сону манипулирует читателем так же, как Джастисмен юзерами на форуме, он не пытается кого-то очернить или обелить. Кажется, что описываемый им персонаж сам виноват в том, что с ним произошло, но потом, проанализировав обстоятельства его жизни, автор умудряется в чем-то даже оправдать героя. И это касается абсолютно всех персонажей. Хотя общая картина повествования выглядит мрачно, беспросветно и грязно. Но зато можно воочию увидеть отрицательные черты корейского общества, когда узкое чосонское мышление возведено в абсолют и властвует над толпой, лишенной критического взгляда на мир. И да, эта страсть корейцев развешивать ярлыки.
На мой взгляд, недостаток книги заключается в том, что финал не раскрывает важные вопросы и детали, возникает ощущение какой-то недосказанности. Те ответы, которые предлагает автор, мне кажутся неубедительными и даже нелепыми. Выстраивая красивую, правдоподобную и математически выверенную башню из фактов и домыслов, в конце То Сону разрушает строение, прибегая к нелепому обоснованию. Видимо, хотел добиться сильного эффекта. Но это нисколько не умаляет достоинств романа.