Больше рецензий
28 января 2021 г. 17:34
240
5 Мертвые игры. Книга шестая. Дыхание смерти. Елена Звездная. Отзыв.
Рецензия«Он посмотрел в мои глаза и выдохнул: Я предпочел бы пятнадцать лет сгорать заживо, чем один раз видеть, как ты гибнешь»
«Дыхание смерти» – однозначно самая эмоциональная книга из всей серии!
У автора потрясающий талант захватить внимание читателя, так строя сюжет, что ты переворачиваешь страницу за страницей и просто не в силах остановиться. Но, в шестой книге автор превзошла сама себя потому, что от неё сложно оторваться эмоционально. Здесь практически в каждой главе эмоции просто на разрыв!
Убить Рию отступники хотели ещё с первой книги. А ум, упорство и труд, как известно, все перетрут. Поэтому я не удивилась, что в итоге ледяное дыхание смерти коснулась Риа, и держа на руках её окровавленное тело, Норт увидел как из её израненных лёгких вырывается последний вздох.
Способ убийства, который придумала автор очень оригинальный. Я нигде о таком не читала. При описании этой сцены Елена ограничилась изложением фактов, практически не окрашивая её эмоциями. А вот дальше, а дальше автор погружает читателя в эмоциональный торнадо!
«На ступеньках сидел Дан. В одной руке он держал стакан, другая лежала поверх стоящей рядом бутылки с чем-то явно крепким имеющим оттенок темного чая… И вот эта ладонь, что была на бутылке, заметно дрожала. Мой крик раздался снова. Глухой, измученный, пронзительный, страшный. И Дан, как умертвие, едва ли контролируя свои движения, поднял бутылку, трясущимися руками налил полный стакан, стуча стеклом о зубы, выпил все залпом, запрокинул голову, пытаясь совладать с собой. По его щекам текли слезы. Дан… О, Тьма, Дан… Я прошла мимо, поднялась по лестнице и с трудом сдержала желание вернуться, когда услышала тихое по мужски скупое сдавленное рыдание Шейна. Не знаю, как удержалась»
Я читала, и у меня прям всё переворачивалось внутри. Да, по сути ничего нового: напиться, чтобы стало легче – это самая типичная мужская реакция. Да, большинство мужчин именно таким способом пытаются совладать с эмоциями. Но здесь автор смогла это так описать, что слёзы выступали на глазах. И мне, так же как Рие, хотелось вернуться, чтобы обнять Дана, так в сердце защемило от его боли.
«… я увидела Эдвина. Он стоял, прислонившись спиной к стене, возле двери, ведущей в мою комнату. Я подбежала, но едва оказалась в двух шагах, остановилась, с тревогой вглядываясь в его лицо. В неимоверно бледное лицо Харна, в тени, что залегли под его глазами, на заострившиеся черты лица… И даже не сразу заметила, что пол устилают осколки разгромленной мебели. Всей той мебели, что еще недавно украшала эту галерею. — Эдвин, — испуганно прошептала я. Он не услышал. Он просто физически не мог меня услышать, но что он точно расслышал, так это очередной душераздирающий крик, и глухо простонав, откинул голову назад, ударяясь в стену с мучительным, жутким стоном»
Умничка Эдвин держится лучше, чем Дан. Вообще то логично, он ведь воин. Эдвин не стал пытаться топить свои эмоции в бутылке, а выплеснул их на мебель. В этом он мне напоминает моего обожаемого Тьера) Пытаясь справится с эмоциями, Риан тоже их выплёскивал, избивая многострадальный тренировочный столб. А Эдвин, за неимением столба, разгромил мебель в галерее. Автор описала две самые типичные мужские реакции в ответ на сильные эмоции. Что ж, как говорится, вполне ожидаемо.
А вот Норт здесь поражает настолько, что читаешь и хочется воскликнуть: «Это ж сколько нужно иметь силы, сколько мужества, чтобы так держаться?!» На протяжении трёх часов, Норт вместе со своим дедом, боролся за жизнь Рии, извлекая осколки из её тела «… их было много на полу… окровавленных осколков моих костей. И я кричала, надрывно, выгибаясь всем телом, и кажется сойдя с ума от боли…».
Каждый раз, когда эта сцена встаёт перед глазами, я не перестаю поражаться силе воли Норта! Сколько нужно мужества, чтобы из окровавленного тела любимой женщины извлекать осколок за осколком, слушая, как под его руками она кричит, сходя с ума от боли, когда каждый её крик ледяными иглами вонзается ему прямо в сердце! Сколько нужно внутренних сил, чтобы больше трёх часов продолжать извлекать из неё осколок за осколком, в то время как её боль выворачивает ему душу наизнанку!
Сцена, от которой душа рвется на куски, а сердце в клочья. Ведь наверное все знают о том, что у хирургов есть правило – не оперировать родственников. Ни один хирург не сможет оперировать любимую женщину, находящуюся на грани жизни и смерти. Потому что врачу, чтобы сосредоточиться непосредственно на процессе операции, нужно абстрагировавшись от эмоций. А в ситуации, когда твою любимую коснулось дыхание смерти, ты находишься в эпицентре торнадо!
И дело даже не в том, что на тебя свинцовой тяжестью давит понимание того, что достаточно всего лишь одного твоего неверного движения, и её жизнь утечёт песком сквозь пальцы. А в том, что, само осознание, что ты оперируешь любимого человека – это запредельно высокая психологическая нагрузка, которую невозможно выдержать.
А Норт выдержал! Секунда за секундой… минута за минутой… час за часом… едва Риа замолкала, он извлекал из её тела очередной осколок, поражая читателя своей железной волей!
Плюс ещё не менее важный момент – на операционном столе хирурга твоя любимая лежит под наркозом: молча, неподвижно, с закрытыми глазами. И во время операции ты не видишь, как она, выгибаясь дугой и захлебываясь слезами, сходит с ума от боли! Ты не слышишь её надрывный, полный невыносимой боли истошный крик, перешедший в хрип! Да ни один хирург такого не выдержит! А вот Норт выдержал!
Раньше, когда я слышала такую личностную характеристику как – мужчина со стальным стержнем внутри, то я слабо себе представляла как это. Теперь благодаря таланту Елены, я поняла что это значит. Автор наглядно продемонстрировала, что настоящее мужество – это не бросаться грудью на врага. Настоящее мужество – это видеть, как твою любимую коснулось дыхание смерти, слышать, как она кричит от боли в твоих руках, и час за часом извлекать из её тела осколок за осколком. Вот это – действительно настоящее мужество!
И я не знаю где найти слова, чтобы передать те чувства, которые вызывает последовавшая за этим сцена, когда Риа прекрасно понимая, что Норт выложился по максимуму и даже больше, что едва ли отходил от неё, что он не ел вероятно вообще, берёт тарелку со стола и наколов кусочек мяса на вилку подносит к его губам.
«Он ел, не отрывая взгляда от моих глаз, не разжимая рук, которыми обнимал мое тело, едва дыша. И словно не веря, не до конца поверив, что я здесь, я жива, что он сумел вырвать меня из объятий смерти. А я смотрела на него, и чувствовала, как мои глаза наполняются слезами, как те соскользнув по ресницам, падают вниз, на его крепко сжимающие меня руки. Повернувшись, наколола еще кусочек мяса на вилку, поднесла к губам Норта. Он ел безропотно и молча, едва ли ощущая вкус еды, едва ли ощущая хоть что-то, кроме существования меня в этом мире… того, что я продолжаю существовать. Закрыл глаза, с тихим стоном уткнулся лбом в мое плечо, и сжал еще сильнее»
Я плакала вместе с Риа. И была растрогана до глубины души. Елена так описывает этот момент, что ты чувствуешь себя третьей лишней. Эти мгновения принадлежат только им двоим… когда слова не нужны… когда только глаза в глаза… только обняться… и… глаза в глаза…
Каждый раз, когда я перечитываю эту часть, меня пробивает на душераздирающие эмоции.
Совсем неожиданным для меня стал сюжетный поворот, когда несостоявшийся убийца Риа решил взять её в свои ученицы. Естественно, факт того, что Риа назвала его учителем, для Норта был равен удару тупым ножом прямо в сердце – «Он ее заберет. Он ее просто заберет, и она радостно последует за ним, потому что здесь условности, ограничения, толпа озабоченных жаждущих заполучить ее магов и я со своими непонятными ей чувствами. А там все то, что наполняет ее жизнь счастьем — эксперименты, ритуалы на грани жизни и смерти, мудрый Учитель и мужики, никак не реагирующие на ее кровь. И она уйдет, Артан, она уйдет, а я сдохну!»
А когда Артан ему ответил, что он чё зря напрягался пять лет, чтобы сделать из него сильнейшего некроманта Арании? И значит теперь никакого права умереть у Норта нет, и права на ошибку тоже нет, и права не занять трон тоже нет, короче ты Норт про права забудь, у тебя теперь только обязанности. «Ты займешь трон, Норт, как и планировали наши семьи. Ты займешь трон и начнешь восстановление королевства, а это процесс долгий, кропотливый и сложный. Это то, чего от тебя ждут» И тут на языке вертится вопрос: Артан, а разве от тебя этого не ждали?
Артан, а у тебя было право не занять трон? Сколько лет твои учителя угробили, чтобы из тебя сделать сильнейшего некроманта Арании? Это ведь тебя с детства готовили к тому, что в будущем ты должен будешь надеть корону. А ты решил, что у тебя есть право от неё отказаться, и теперь процесс восстановления королевства будет долгим, кропотливым и сложным, потому что Герон IV уже много лет неадекватен!
Он и ранее был воином, но не правителем. За шестьдесят лет никаких изменений в законах, убийственные налоги, армия старинного образца, от которой ни толку, ни смысла. Арании уже давно нужен новый правитель. А ты отказался от прав на наследование престола сам, в довольно грубой форме! И дело даже не в том, что полностью осознавая возложенную на тебя ответственность, ты отказался от своих обязанностей наследника. А в том, что отказываясь, ты прекрасно знал, что бросаешь королевство на помешавшегося, беспринципного короля!
И самое главное – ты не мог не понимать, что оставшись без наследника, Герон IV окажется перед выбором: или возвеличить один из многочисленных родов и обеспечить для четвертого королевства как минимум пятьдесят лет междоусобицы, или отдать четвертое королевство династии Рханэ! И тогда первое, на что направят силы новые правители Арании, так это на решение военного конфликта с отступниками. И всё равно, ты решил, что право не занять трон у тебя есть!
А почему тогда у Норта, такого права нет? Потому что «quod licet Iovi, non licet bovi» Здесь прям так и хочется сказать – Артан, твоё раздутое эго пробивает потолок!
Для Норта трон никогда не был заветным призом. Он хотел мира для своей страны, править Норт никогда не хотел. Единственное, чего он хотел – уберечь свою страну от нескончаемой войны, в которую четвертое королевство оказалось бы втянуто, стань Танаэш его правителем.
Артан, ведь в действительности ты потратил пять лет, чтобы сделать Норта сильнейшим некромантом Арании для того, чтобы Норт исполнял те обязанности, от которых отказался ты!
А вот Норту стать из целителя некромантом – это действительно далось неимоверно, невыносимо, убийственно. Ведь для того, чтобы поднять его уровень с низшего на высший, ты переходил на запрещенные даже этикой некромантов методы. Тренировки были жесткими даже по меркам отступников! Но Норт упорный, не менее упорный, чем ты! Вот только в отличие от тебя, Норт ничего не знает об управлении государством, и ты прекрасно понимаешь, что на престоле его ролью будет роль марионетки в руках его отца и глав великих родов!
Артан, ты можешь занять трон и начать восстановление королевства. Это то, к чему тебя готовили с детства. Это то, чего от тебя ждали многие, пока ты не решил, что можешь бегать от престола как школьник. Закон бумеранга никто не отменял. А жизнь – это бумеранг!
Ещё в шестой книге автор решила открыть читателям, что Риа – единственная Норта. Но, несмотря на это, Норт даже не рассматривает такую перспективу, как: «запру тебя там, куда никто не доберется, и буду использовать с огромным удовольствием до конца своих дней».
Красной нитью через всю серию проходит то, что для Норта счастье Риа важнее собственного! И эта важнейшая деталь просто бьющая в самое сердце, и сердце тает)
Помню, как во второй книге, я надолго зависла над откровениями Дана: «Знаешь, если он поймет, что ты счастлива с Риком, он ведь без слов уйдет в сторону, и даст тебе быть счастливой. Я это понял тогда, когда были разборки с Тарном. Не поверил сразу, а потом понял – Норт ставит твое счастье выше своего. Он любит, действительно любит, причем той любовью, что между нами, мужиками, признак слабости».
Чем дальше, тем больше понимаешь насколько автор права: любить – не значит владеть, владеть можно только вещами! Когда ты стремишься лишить объект своей "любви" свободы и держать его под контролем, то это всё что угодно, только не любовь!
И сейчас от слов Норта душа словно на изнанку выворачивается! Ведь несмотря на то, что боль от расставания со своей единственной, загнанной птицей будет биться у него внутри и рвать ему сердце в клочья, Норт и мысли не допускает, что может не пустить Риа туда, где есть все то, что наполняет ее жизнь счастьем!
Может быть, для кого-то это признак слабости. Но, читая эту книгу, ты понимаешь, что на самом деле – это признак огромной внутренней силы! Только сильный человек способен поставить счастье другого выше своего собственного! Только сильный мужчина способен отпустить любимую женщину к её счастью: как Арвиэль отпустил Тень, как Норт готов отпустить Риа.
Чем мне безмерно нравится автор Елена Звёздная так это тем, что в каждой книге этой серии сохраняется вот эта настойчиво звучащая нота: любить нужно так, чтобы тот, которого ты любишь, чувствовал себя свободным!
«If you love someone, you must be prepared to set them free» – одна из самых известных цитат Пауло Коэльо. Насколько глубокий смысл в ней заложен я узнала именно сейчас.