Больше рецензий
27 января 2021 г. 15:04
522
0 Опасность выползет на поверхность и возбудит! Общественность... (>.<)
РецензияЯ почесал затылок.
– А если так: «Без сомнения, трезвые понимающие люди Запада восприняли бы это известие вполне нормально, но какой реакции ожидать от остального, более эмоционального и легко возбудимого населения планеты? Его реакция непредсказуема. Поэтому в интересах дела мы сочли необходимым не волновать аудиторию в надежде, что наши ученые предотвратят опасность раньше, чем она выползет на поверхность и возбудит тревогу общественности». Ну как?
– Лучше не придумаешь, – одобрила Филлис.
Если честно, я затрудняюсь сказать о чем этот роман. Вроде бы сюжетно - речь идет о вторжении инопланетян на Землю. Другими словами, вот вам "Война миров" от Джона Уиндема, только марсиане - не марсиане, и живут они на больших глубинах, потому что нуждаются в высоком давлении. Но воевать с человечеством на уничтожение пришельцы начнут спустя каких-то пару лет после прибытия. Из-за чего? Жизненного пространства? Как-то сомнительно.
С пришельцами как-то диссонирует название. "Кракен пробуждается"... Ну это такое мифическое чудовище, которое дрыхнет на дне и в отвественный момент оно проснется... Наш "кракен", выходит, прилетел из космоса и вот нифига он не спит. Традиционный вопрос - что имел в виду автор? Хотя учитывая год написания романа (1953-й), сюжет-то злободневный! Жак-Ив Кусто изобрел акваланг всего 10 лет назад и только-только отправился на борту "Калипсо" исследовать глубины океана. Понятно, к пучинам, "Глубинам" и "Кракенам" приковано большое внимание общества.
А по сути роман о несовершенстве человеческой природы (опять!). Обыватели отмахиваются от информации, руководствуются предрассудками или паникуют. Ученые дорожат академической репутацией. Правительства что-то делают, но что-то не то... Военные в своем репертуаре... "Холодная война", происки "красных"...
Знаете, рассуждать на эту тему чисто академически очень просто. Клеймим человечество позором! Но давайте заменим нашего "кракена" на Ковид-19. И спосим себя: Так ли эффективно реагировали правительства разных стран? Не было ли слухов и обвинений в том, что Китай придумал вирус специально? Предоставили ли врачи исчерпывающую информацию о природе вируса, его происхождении, лечении, профилактике и т. д.? Были ли причины для паники у обывателей? и пр. И получается что все, описываемое в книге, как бы... Естественная реакция на информационный вакуум и угрозу. Да, паника - это непродуктивно и необъективно, но... Побывав тем самым "обывателем", начинаешь как-то с симпатией смотреть на уиндемовскую "общественность" и с подозрением коситься на автора!
Итак, пришельцы? Морские глубины? "Нетакое" человечество?
Проблема в том, как автор рассказывает историю. Его герои - супружеская пара Майк и Филлис Ватсон - журналисты, которые не являются свидетелями событий, но где-то что-то слышали. Которые как бы не участвуют в сюжете. Они изначально находятся над ситуацией. они умнее, они информированнее... В реультате краткий пересказ кораблекрушений не вызывает особого читательского интереса. Героев не воспринимаешь живыми существами, значит, им не сочувствуешь. Автор деликатно обходит стороной роль СМИ в формировании картины мира теми самыми "недалекими" обывателями...
В общем, неудачный с технической точки зрения роман. Мысль автора шаблонна и до конца непонятна. Мой персональный пинок переводчику/редактору: Уважаемые, вы о метрической системе мер слышали? И еще есть такая штука - сноска называется!!!!!
– Какая здесь примерно глубина?
– В районе Кайманской впадины, между Ямайкой и Кубой, – ответил он, – более пяти тысяч.
– Но… – начал я удивленно.
– Саженей, милый, – подсказала мне Филлис, – в футах – тридцать тысяч.
– А-а-а, – протянул я. – Это около пяти с половиной миль?
– Да, – подтвердил капитан-лейтенант.
– Ученым Советом принято считать опасную зону с четырех тысяч, – поправил Матет.
– Как?! – дико воскликнул я.
– Саженей.
– Двадцать четыре тысячи футов, милый. Надо все умножать на шесть, – ласково разъяснила мне Филлис
В целом, мне роман скорее не понравился.