Больше рецензий

19 января 2021 г. 22:30

2K

3 Я/Мы Аланы

Историю, которую нам рассказывает современный французский писатель Лоран Гунель стара как мир. Алан Гринмор – молодой бухгалтер, он ведет весьма непримечательный образ жизни и живет по формуле «дом-работа-дом». Знакомо не правда ли? Тяжелое девство, несчастливая любовь, нелюбимая работа делают Алана рабом вечных страхов, слабохарактерным, вялим, поникшим. Он проживает все жизни, кроме своей собственной. Алан утратил вкусовые рецепторы к жизни, бытие стало похожим на надутый воздушный шарик, который полностью заполнен вакуумом. Его гипертрофированность и апатия к людям, жизни, природе приводит к фатальному исходу – к самоубийству. Наш герой решает спрыгнуть с Эйфелевой башни и красиво улетучиться от невыносимого бытия, надеясь за смертью спрятаться от никчемной жизни. Известное выражение, которое отождествляет собой монотонность и рутинность будничных день - «день сурка» идеально проецируется к жизненному образу Алана, в котором наступает точка невозврата, безвыходность, нежелание посмотреть на свою жизнь с другого угла. Разочаровавшись в жизни и не найдя никакого сакрального и ценного смысла, Алан решает романтично расправится с нею.Эйфелева башня, которая для многих является символом вечной любви станет для главного героя отправной точкой для встречи со смертью. Весьма странная смерть не так ли? Для Алана именно такая «смерть» является актом само провозглашения своего потерянного и утраченного «я», способом обретения самоидентификацией, эскапизмом от бессмысленного и хаотичного мира. Если рассмотреть жизнь под микроскопическим углом, подобно Марселю Прусту, то она порой нам кажется тяжким бременем, лишенного глубокого смысла и чем больше мы погружаемся на дно, тем больше мы теряем веру во все прекрасное и божественное. Неслучайно Жан-Пол Сарт как-то сказал:

«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может.“


Природа не любит пустоты, в том числе это касается и духовной стороны жизни, и Гунель как раз приводит читателя к весьма, казалось бы, простым истинам:

• Хочешь оставаться всю жизнь молодым — продолжай развиваться, учиться, делать открытия, не застывай ни в привычной обстановке, ни на мысли о том, что ты и так много сделал. Это лишает разум гибкости.
• Настоящее путешествие, настоящий источник сил и бодрости — это не стремление к новым пейзажам, а стремление получить новые глаза, чтобы видеть мир другими глазами. И не просто другими глазами, а сотнями других глаз… Погрузиться в сотню миров, увиденных сотнями других глаз
• Когда человек теряет охоту к переменам, он начинает медленно умирать..


.

Алана спасает случай под названием «Бог», который всегда путешествует инкогнито. А как часто вы задумались на тему счастливого случая? Как часто вы говорили в душе – именно этот человек привел меня к истине, задумывались ли вы над тем с какой целью эти люди входили в вашу жизнь? Невольно вспоминается замечательный стих Бориса Пастернака:

Нас всех друг другу посылает Бог.
На горе иль на радость – неизвестно…
Пока не проживем цикличный срок,
Пока мы не ответим свой урок,
И не сдадим экзамен жизни честно….


Стих недвусмысленно намекает, что все в мире взаимосвязано и взаимозависимо, а величие океана начинается лишь с одной капли. А ведь сколько людей шагает по земле похожих на Алана? Сколько людей в душе думает изменить образ жизни, с понедельника начать все с чистого листа, бросить нелюбимую работу и взяться за ум. Мечты многих людей витают среди нас, магнетическом образом мы впитываем похожие цели и желания и все лишь с одной целью – найти себя и не раствориться в потоке многомиллионных людей. Герою прекрасно удается выполнить все задания незнакомца, каждая его победа воспринимается личной победой над своими недостатками. Особенно понравился отрывок, когда Алан оказывается в Провансе и начинает ценить красоту природы на лавандовом поле:

«Мне открылся пейзаж ослепительной красоты. У наших ног простирались поля лаванды, синими волнами омывая подножия фруктовых деревьев, растущих по краям ложбины, где мы стояли, и уходя дальше вверх по склону. Аромат, исходивший от этой красы, был такой, что я почти забыл, в каком щекотливом положении оказался. Но самым удивительным был оглушительный хор цикад. Такого я себе и представить не мог. В жарком воздухе, напоенном ароматами цветов, раздавался такой грохот, словно все цикады Прованса назначили тут свидание друг другу, чтобы меня приветствовать»


В этом контексте мы видим уже совершенно другого человека, который начинает чувствовать сердцебиение природы и  ощущать восторг от жизни. Это преображение вызывает уже уважение к герою, словно он открыл в душе божественную часть своего нетривиального «я» и теперь как бы упивается от красоты, которую раньше он не замечал. Жизнь – циклична, неслучайно круг символизирует вечное движение и непрерывность. Гунель прекрасно смог донести до читателя эту простую, но одновременно сложную формулу жизни:

«Ведь ты счастлив, когда меняешься сам, а не когда что-то меняется вокруг».