Больше рецензий

mariya_mani

Эксперт

Любитель радостных книг

19 января 2021 г. 19:14

141

2

Из моих старых рецензий

... Что-то необъяснимое, странное отталкивало меня от книги Джа Радики "Исповедь гейши". Заставляло внутренне напрягаться, переживать и волноваться. Я не не могла понять причин для такого неприятия книги — ещё ведь даже не читала, а уже что-то напрягало. Нет, я заглянула в конец романа, и, конечно, мало что поняла. Но это странное, необъяснимое первое впечатление... Мистика какая-то!
Мне обещали сказку (как банальна, как привычна эта фраза), но не то, что не дали, — даже не намекнули...

Аннотация казалась такой... такой восточной, с ноткой чуть запретной:

В Японии век гейш и их "грешных" сестер, куртизанок-ойран, давно прошел, но им на смену пришли другие — восточные красавицы эскорта, за большие деньги скрашивающие досуг состоятельных господ...
Перед вами — откровенная исповедь одной из японских "геттер" наших дней — Каё...

Так и веет чем-то запретным, а на книгу хочется поставить "16+", но при ближайшем рассмотрении всё оказывается так... банально. Так до странности похоже на роман Гюстава Флобера "Госпожи Бовари", но только с японским лицом и характером. Меняется только время, обстановка, окружение, а человеческие страсти остаются... И всё так же пугают...

Перед нами — книга-дневник, книга-история написанная Каё Судзуки. История, что только на первый взгляд кажется интересной и захватывающей... Каё — под сорок лет и она рассказывает историю своей жизни: на первых страницах ей 17 лет, и она только-только вышла замуж, а в самом конце главной героине уже почти 40 (как она говорит нам сама в предисловии) и у неё двое детей.
Эта история, история-исповедь, интересна только... фантиком. Фантиком от конфеты Востока. Ты рассматриваешь этот фантик, изучаешь, разворачиваешь, а внутри, на фольге, — лежит конфета. Красивая, и, как думаешь ты, вкусная. Кусаешь и оказывается, что конфетка оказывается так себе — средненькая, в отличие от фантика.

Вот так и книги Радики Джа — невкусная. Да простят меня читатели, что я сравниваю роман с конфетой, но я не могу подобрать других сравнений. Их просто нет! Есть очень красивый фантик, есть красивая аннотация, и есть невкусная конфета.

— Мне это кушанье не по вкусу! —

вспоминается мне пьеса Шекспира "Много шума из ничего".
За фантиком скрывается история жизни Каё, с её переживаниями, рассуждениями (иногда интересными, но они теряются на фоне всего остального), описаниями быта, встречами со знакомыми.

"... Иногда за едой читала. Однако чтение давалось мне с трудом, поскольку я начала забывать иероглифы. Журналы, детские книжки и комиксы, которые так любил Рю, я читала без труда, а вот что-то посложнее могла одолеть только со словарем..." —

забывать иероглифы. Здесь речь идёт о том, что героиня изучает английский язык и меньше внимания уделяет родному языку.

... Сейчас я только вспоминаю. И это позволяет держать себя под контролем. Но запоминаю я только то, что делает меня счастливой, — походы по магазинам или вкусную еду.

Походы по магазинам — главная страсть Каё, без покупки нового платья, сумочки и прочего, героиня не может жить. Эта страсть, что разрушает её жизнь (как понимаем это мы, читатели, но не героиня), приводит к черте, откуда нет возврата.
Кто-то увлекается азартными играми, кто-то чем-то ещё — я не знаю всего. А здесь в роли такой страсти, на грани болезни, выступает покупка одежды. Яркой, красивой. Каё посещает распродажи; о, слышу ваши возражения, а что же здесь плохого? Купить какое-нибудь платье за 50% — это же выгодно! Одно платье — может быть. Но всё хорошо в меру, друзья.
Каё покупает по карте банка, и однажды, в один из дней узнаёт, что у неё почти нет денег. И спрашивает себя, а куда они делись? Ведь вещей не так и много.

И тут и начинаются все испытания. Героине бы пойти к мужу, и всё рассказать, но нет.

... В конце концов кто я такая? Всего лишь глупая домохозяйка, не сумевшая обуздать свои неуемные желания и оказавшаяся по уши в долгах...

В долгах, как в шелках. А как жить?! Как жить, когда нечиста совесть? Знаете, мне не жаль Каё, вот ни капельки! Но я и не готова кинуть в неё камень, — ведь каждый (наверное) мог бы оказаться на её месте.

Мне жаль Рю, — бедного мужа Каё. Он работает, старается. А дома не получает нежности, любви и тепла, внимания и заботы... Жаль мужчину, господа. Он — кормилец семьи, трудится. А что получает в итоге? Да почти ничего...
Мне жаль детей Каё, — Акира и Харуку. Детей, что почти не знают (как мне показалось) материнской ласки, нежности...
Я уже писала, что роман Радики Джа "Исповедь гейши" мне напомнил "Госпожи Бовари". Напомнил историю Эммы, такую же печальную... Только у Флобера — это 19-ый век, а здесь — конец двадцатого (80-90-е годы). И я писала, что меняется время, но люди остаются всё теми же... Как ни печально, как ни горько.

Я не могу назвать эту книгу доброй. В ней нет тепла, любви и понимания. Да, какие-то проблески хорошего есть, но их мало...
Да и финал. Странный, но, если подумать, он и должен быть таким. Каё Судзуки остаётся одна, в пустом доме. А жизнь течёт дальше... без неё...

Я дочитала книгу — даже, скорее, долистала, пытаясь поскорее поставить точку этой конфете (вот, я опять о конфетах! Но я не сладкоежка!!). И понять, что, когда я потом увижу эту конфету, — я уже буду знать, она невкусная. И советовать кому-то прочитать книгу "Исповедь гейши" я не буду — не стоит она того. Совсем. Напрасно потратите время.