Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

13 января 2021 г. 15:09

403

2

Для меня эта книга стала одной из самых странных. Не только в этом цикле, но и во всем творчестве Крапивина. А уж в рамках цикла про «Стальной волосок», она так и вообще чужеродна, как по мне. Цикл ведь уже был закончен и завершен. Две книги вполне себе неплохо дополняли друг друга, они рассказывали одну историю с разных точек зрения и из разных временных периодов. В этих книгах было много связей между этими историями. А вот в этой…

На самом деле, я плохо помню, о чем именно была эта книга. Да, она у меня тоже попала в список «книги, которые я не запомнил». Но вот то, что я помню, так это не очень приятные ощущения во время прочтения. Это потому, что книга буквально разваливалась у меня на глазах. И начался этот развал с мира, в котором это происходит. Когда я начал читать, то думал, что передо мной история, происходящая в наше время, плюс-минус десяток лет. Мобильные телефоны, какие-то культурные приметы и так далее. Ок, хорошо, вторая часть цикла тоже была в этом духе, правда там время было вроде бы 80-тые, или чуть раньше, но можно было бы и посчитать, что это наше время.

Потом, внезапно, в этот мир вторгается какая-то фантастическая составляющая. Появляются странные безразмерные кафе, в которых сидят странные люди с непонятными занятиями (то ли космические штурманы, то ли какие-то путешественники из других времен) и внезапный робот. С вполне себе развитым искусственным интеллектом. Да еще и испорченная версия. Значит где-то есть компания, которая вполне себе штампует роботов в промышленных масштабах. То есть, дело уже происходит где-то в будущем? Ведь дети относятся к этому роботу без всякого удивления. Для них это является вполне обычным делом. Но больше роботов нет нигде в этом мире. Потом внезапно появляется какая-то пасторальная деревенька, чуть ли не из прошлого века. Деревянные домики, колодцы и так далее. Так, когда все это происходит? Ладно-ладно, сойдемся на том, что это у нас очередная грань Великого Кристалла, где все возможно в различных сочетаниях. Но почему герои так на все это реагируют? Как-то вообще никак не реагируют, если честно. Для них все это нормально и не вызывает никакого особого шока от удивления.

Вообще, герои здесь довольно странные, если говорить откровенно. Они тоже вполне стандартные «Крапивинские мальчишки», но при этом, при любом удобном случае не против поговорить на философские темы, цитируют Гете, какие-то старые книги и фильмы. Они буквально непогрешимы и чуть ли не святые. Многие другие герои Крапивина испытывали разные плохие чувства, трусость например, могли обмануть других, потом раскаивались в этом и тем самым демонстрировали свои человеческие качества. Но здесь такого практически и нет. Извините, но в это довольно сложно поверить. Ну и конечно, какой-то надуманный повод для ссоры между героями. Это происшествие вообще не выдерживает никакой проверки реализмом. Больше похоже на обычный «авторский произвол». Понятно, что это такая попытка искусственного раскаянья. Но это именно так и воспринимается, это выпадает из всего настроя книги и портить все ощущение.

Опять же — какая-то искусственность в «натягивании» книги на остальной цикл. По факту, она связана с другими книгами просто парочкой «артефактов». Та же «улыбка Агейки», хоть и выглядит очень мило, душевно и согревающе… Но признайте, что её можно было заменить на любой другой портрет, любого другого героя. И ничего бы не изменилось. Да, еще была одна интересная фишка с появлением Арцеулова из совсем другого цикла книг Крапивина. Такая небольшая связь между совершенно разными книжными циклами. Приятная пасхалка, мне понравилась.

Но вот книгу это все не спасло. В моих глазах это осталось чем-то таким странным. Внутри цикла эта книга выглядит чужеродно. А вот без цикла… да и без цикла, если быть честным, она тоже ничем особенным не выделяется.