29 июля 2012 г. 15:53
685
5
Саддам Хусейн... многообразный гений политики, которого называли и тираном, и отцом народа, и узурпатором, и великим писателем, и мэтром культуры.
В мире уже десяток лет не утихают споры, относительно авторства романов, подписанных Саддамом. "Злые языки" поговаривают, что это дело рук "литературных негров", но я не особо в это верю. Он всегда был начитанным, умнейшим человеком, создавший могущественную страну из ничего. Увы, его настигла трагическая участь, причины которой вызывают острую полемику. И Саддам, и недавно убитый Каддафи, были патриотами своих стран, которые с помощью метода "кнута и пряника" управляли государством. Для нормального европейского общества это - дикость, которая может прижиться лишь на просторах стран, не имеющих ничего общего с западной моделью развития. Но, извольте, возможно ли вести себя по-другом в арабском мире? Можно ли дать демократию в руки тем, для кого либерализм - такая же экзотика, как для нас развалины Вавилона? И Саддам, и Муамар, были талантливыми людьми, которые на песках построили богатейшие страны. Но теперь эти страны нищи, а арабские лидеры были жестоко убиты. Я как гуманист, против этого.
Но политика - не суть данной рецензии. "Посмертное проклятье" Саддама Хусейна - отличный пример современной арабской психологической прозы, постмодернизма, который в своеобразной форме стал образовываться и в дельте Тигра и Евфрата. В небольшом романе, Саддам показывает нам настоящие ценности простого народа, живущего в пустыне и кочующего, как это было еще несколько десятков лет тому назад. Мы видим традиционную семью, уклад жизни, который для нас, людей запада, остается закрытым и по ныне. Роман рассказывает нам о трех братьях, двое из которых были праведниками, а в третьем поселился шайтан, пожирающий душу. Хусейн был убежден, что дьявола надо искать не в других, а в самих себе, ведь только душа, отказавшаяся от духовных ценностей может стать пристанищем для демона. Саддам считал, что главная материальная ценность - это плоды проделанной работы, когда ты посадил зерно, ухаживал за землей и она разродилась, благодаря труду. А человек, ворующий плоды - шайтан, который должен быть наказан.
Из "Посмертного проклятья" я понял, что Хусейн не был "демоном" - он был любимым диктатором своего народа, иракского народа, но, увы, Саддаму хватило дерзости замахнуться на территории других стран - это стоило ему жизни. Впрочем, он был мудрым человеком, который любил и уважал простой народ. Женские образы он делал независимыми и умными, наделенным талантами, полагая, что мужчина ничего не значит без своей спутницы жизни.
Эта книга стоит того, чтобы быть прочитанной. Ведь читая романы, мы постигаем грань авторского подсознания. И этот автор, безусловно, был человеком, изменившим ход истории XXI века. В лучшую или в худшую сторону - покажет время.
Комментарии
Благодарю! :))
Я думаю, люди читающие как никто другой должны пытаться быть как можно более объективными, смотреть на вещи трезво; если в нашем доме такое поведение недопустимо, это не означает, что мы должны запрещать людям жить по-другому в чужом доме. В этом, мне кажется, и заключается наибольшая свобода.
Мне очень сложно дать оценку деятельности арабских лидеров, так как моих познаний хватает лишь на Евроатлантику и Дальний Восток. Я знаю лишь то, что у каждого народа есть своя ментальность, история и культура, и никто другой кроме народа (или, в идеале - гражданского общества) не имеет права вмешиваться в процесс самоопределения. Впрочем, в каждом случае требуется детально изучить историю, в случае Саддама - иракскую, арабскую, а также всемирную.
И я скажу спасибо за рецензию. Благодаря ей я прочёл эту прекрасную книгу. Если бы не эта рецензия то возможно что в рамках "Книжного путешествия" я бы выбрал другую книгу. Но ваша рецензия склонила чашу весов в пользу именно этой книги.
В ней действительно очень много смыслов и аналогий. И это ещё один повод ближе познакомиться с культурой арабских стран.
Тварь ваш Саддам, притом редкостная.