Больше рецензий

23 декабря 2020 г. 14:02

950

5 Спойлер Вопрос о свободе личности в творчестве Ибсена

В пьесе «Кукольный дом», 1879 г., Ибсен главным образом поднимает вопрос о «свободе человека», но современники даже расценили ее как манифест феминизма, ведь ключевым персонажем для раскрытия этой темы в произведении Ибсен выбрал женщину.
Нора Хельмер, жена только назначенного на должность директора банка Торвальда Хельмера, вынуждена плясать (буквально) перед мужем и всячески его забавлять. Торвальд не посвящает ее в важные вопросы, считая ее неспособной разобраться в них, и даже не подозревает, какие рискованные и ответственные шаги ей пришлось сделать, чтобы спасти его во время болезни. Он не воспринимает ее всерьез, называет ее пташкой, голубкой, белочкой, жаворонком — ей приятна его ласка, и чаще всего Нора весела и всегда предана мужу, но она жаждет уважения к себе и ее оскорбляет, что к ней относятся как к ребенку, которому чужды любые тяготы жизни. Она сетует:

Все вы думаете, что я не годна ни на что серьезное...

Кульминацией пьесы становится эпизод в третьем действии, когда Торвальд узнает о секрете Норы, о том, на что ей пришлось пойти, чтобы оплатить его лечение, когда сам он был недееспособен. Перед опасностью потерять лицо перед обществом, а следовательно и положение в банке, запятнать свою «честь» Торвальд готов отречься от Норы, когда та ожидала от него обратного, что из любви к ней он заступится за нее и возьмет вину на себя.

Хельмер: Но кто же пожертвует даже для любимого человека своей честью?
Нора: Сотни тысяч женщин жертвовали.

Название пьесы отсылается к реплике Норы, которую та произносит, обосновывая свое решение уйти от мужа:

...весь наш дом был большой детской. Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами

Чтобы отговорить Нору от ухода, Хельмер указывает ей на ее обязанности жены и матери, на что та отвечает:

У меня есть и другие, столь же священные... обязанности перед самой собою.

Хельмер: Ты прежде всего жена и мать.
Нора: ...Я думаю, что прежде всего, я человек

В заключение Торвальд спрашивает, что может сделать, чтобы ее вернуть.

Нора:...тогда надо, чтобы и ты и я изменились настолько..., чтобы сожительство наше могло стать браком.

Под этими изменениями вероятно подразумевается отказ от старых, несостоятельных устоев в обществе. Брак Норы и Торвальда был лишь формальным; он не был истинным партнерством. Норе надоело быть игрушкой, она хочет уважения и равноправия, ведь только на таких условиях возможно настоящее супружество.