Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 декабря 2020 г. 23:46

385

2.5 «Смерть ждёт всех. Это отстой».

«Честно? Я вообще, в натуре, не знаю, о чём сейчас говорю».

Перед прочтением книги познакомился с экранизацией, которая поразила меня своей атмосферой. И далеко не в лучшую сторону. Фильм попытался соединить в себе черты острой социальной драмы и молодёжной пошлой комедии — казалось бы, двух абсолютно противоположных по своей сущности жанров. От того творение режиссёра Альфонсо Гомес-Рехона представляет собой весьма противоречивое зрелище.

Как оказалось, роман – ещё хуже. Благо он очень коротенький, и долго мучаться с чтением мне не пришлось. Повествование ведётся в форме книги-дневника воспоминаний, который ведёт наш герой Грег уже после прощания с Рейчел. Он – очень скромный и весьма недалёкий парень выпускного класса, вся задача которого – заниматься самоистязанием, да попытаться как-то выжить среди хаоса школьных группировок: готов, панков, сексапильных лесбиянок, учителей с татуировками на плечах и своими заботами в головах. Все эти «тусовки»: Богатеньких, Качков, Ботанов, Театралов и т.д.

Так и провёл бы попусту Грег Гейнс свой последний школьный год перед поступлением в колледж, если бы его соседка Рейчел не заболела бы раком, а сердобольная мать не заставила бы сойтись с ней, поскольку «теперь Рейчел потребуются друзья». Вы ,наверное, ожидаете, что сам Грег в конце концов морально прозреет и исправится, обретёт уверенность в себе и силы, найдёт путь в будущее. Однако на самом деле – всё абсолютно иначе.

«Я, Эрл и умирающая девушка» - типичный продукт клишированного заблуждения, стереотипа, навязанного нам индустрией об американских школах. Достаточно бегло пробежаться по первым главам, чтобы понять, что ожидает нас на остальных двух с половиной сотнях страниц:

«Я был приятно удивлён, когда первый день в последнем классе не вызвал у меня желание послать всех в зад и спрятаться в собственном шкафчике, прикинувшись мёртвым».

«Чтобы продолжить эту отвратительную книгу, мне нужно пару слов сказать о девушках. Посмотрим, удастся ли нам разделаться с этой темой до того, как я сам заеду себе в глаз».

«В седьмом классе у Мары Лабастиль выросли отпадные буфера. Но говорить девушке комплименты насчёт её сисек – не лучшая идея. Мне выпало познать эту истину на очень горьком опыте. Помимо всего прочего, я выяснил, что ещё хуже привлекать внимание к тому, что их две. «У тебя классные буфера!» Плохо. «Оба твоих буфера такие классные!» Ещё хуже. «Два буфера? Прекрасно!» Кол с минусом».

«Слушай, ну они сами виноваты, что покупают сексуальные подушки».
«О, у нас такая дома есть, им нужно её сжечь, потому что она меня безумно возбуждает».
«Это была самая сексуальная в мире подушка. Я просто… просто хотел любить её ночь напролёт, до рассвета».
«И вот однажды, придя из школы, я застаю ту подушку за оральным сексом с тем столом из дома напротив…».



А после этого и вовсе потерял всякую надежу:

«ГРЕГ сидит на кровати, он только что пришёл из школы и пытается читать «Повесть о двух городах» по программе, но ему трудно сосредоточиться из-за НЕВЕРОЯТНОГО СТОЯКА в штанах. Буфера на экране компьютера чтению также не способствуют».

Или здесь:
«Мицва – это еврейский эквивалент выражения «адский гемор на всю задницу».



Все эти разговоры о возможном сексе с больной раком девушкой, подушках для мастурбации, - сами понимаете, романтичности книге никак не придают. Кажется, самого автора это нисколько не заботит. Уже с первых строк устами своего героя Грега Гейнса Джесси Эндрюс даёт понять – его роман отнюдь не будет напоминать сколь-нибудь увлекательное интеллектуальное чтиво. Разве что вы – любители пошлых-препошлых молодёжных историй, рядом с которыми и «Американский пирог» с его «производными» покажутся философскими.

Своеобразной изюминкой сюжета стало увлечение Эрла и Грега пересъёмкой классических кинолент — это своеобразный стержень, который наряду с болезнью Рейчел — двигает сюжет вперёд. Интересно было читать, как эти фильмы преломляются в сознании героев, как они переделывают их на свой лад. Так что некоторые соответствующие главы книги были довольно интересными. Помните, как это было в том фильме, где дабы спасти кинопрокат от закрытия герои снимают пародии на популярные фильмы?

Ну, и в заключении – завершающий штрих от Грега Гейнса – Джесси Эндрюса:

«Я только что закончил писать обо всём этом. Во-первых: слава богу, эта книга закончилась! Вообще, я, наверное, могу писать на этой странице всё что угодно – сомневаюсь, что вы дочитали досюда, потому что вся эта книга – оскорбление английского языка. Да и всех языков. Возможно, меня следовало бы лишить права пользоваться языком. Но пока этого не произошло, я могу писать о чём хочу. Например: у Уилла Каррузерса крошечный пенис. Отсоси, Уилл Каррузерс, дружба с тобой меня больше не интересует».

Можно воспринимать эту книгу, как просто глупую шутку: над жизнью, больной раком девушкой, своей собственной беспомощностью. Однако тот поток пошлости и отстоя, что снисходит на нас с 288 страниц романа – ещё стоит поискать у других. Конечно, бумага стерпит всё, да и запрета на мнения у нас никто не вводил. Но ведь и римляне ничего особого не замечали в своём разврате, пока варвары не указали им на их собственные ошибки. Правда, было тогда уже слишком поздно.

Прочитано в рамках Reading challenge Клуба любителей young adult.