Больше рецензий

11 декабря 2020 г. 11:56

1K

3.5 Непостижимый, как кот (почти цитата)

Любопытная и увлекательная книга, но есть в ней одна странность. Сначала вроде бы всё хорошо: Айан Натан говорит о сложностях, с которыми столкнулся Питер Джексон на этапе пробивания идеи фильмов по Толкину, восторгается несокрушимым оптимизмом ПиДжея, фантастической увлечённостью экспериментами, острым умом и полной самоотдачей. Поёт дифирамбы единомышленникам Джексона: сценаристам, художникам, цифровых и ремесленных дел мастерам. Любовно рассказывает об изменениях в сценарии, появлении одних персонажей и исчезновении других, психологической подоплёке событий. О достоверности и человечности получившейся в итоге сказки.
Отдельная тема — байки об актёрах. Здесь Айан Натан успевает упомянуть даже тех, кто по какой-то причине не попал в фильмы (не прошёл кастинг, отказался и т.д.). И довольно подробно рассказывает о получении ролей основных персонажей, о работе актёров над ролью, о сложившейся на съёмочной площадке атмосфере настоящего братства. Несколько раз останавливается на теме полной погружённости Вигго Мортенсена в личность Арагорна; удивляется самоотверженности актёров, продолжающих сниматься после получения травмы. О радости, царящей на съёмках, вопреки всем сложностям.
Но всё это — только тогда, когда речь идёт о «Властелине колец».
Когда же Айан Натан переходит к «Хоббиту», всё перечисленное куда-то исчезает. Словно бы Айан Натан не в курсе, что давление на Джексона стало больше, сложностей на всех этапах съёмок — хоть отбавляй, анекдотов и трогательных историй о кастинге тоже достаточно, а во время съёмок актёры и сценаристы импровизировали, до последнего стараясь найти верную интонацию и зарываясь всё глубже в психологию героев. Герои «Хоббита» точно так же получали мечом по лицу и ловили грипп, но продолжали работать, носились по холмам в жару и дождь в амуниции весом под 30 кг, вместе с каскадёрами выполняли трюки и даже за кадром не выходили из роли. Ни слова о подготовке актёров, которые совершенно по-разному подходили к созданию персонажей, о тех, кто фанатично бился над сложнейшим гримом и костюмами; о новых экспериментах Джексона. Или о том, как актёры отказывались от съёмок в других (уже запущенных и вполне успешных) проектах и надеялись, что когда-нибудь закончатся все печали и «Хоббита» уже наконец-то начнут снимать. О том, как они валились от усталости, но были так влюблены в процесс съёмок, что забыли, что предстоит ещё всё это прекрасное монтировать.
Вместо этого он почему-то цитирует участников съёмок «Властелина колец», которые сетуют, что Средиземье уж не то (хотя на съёмочной площадке "Хоббита" провели лишь неделю или вовсе там не появлялись), с прохладцей упоминает Армитиджа, которого мельком видел в перерыве между дублями (и даже не говорил с ним), и всерьёз цитирует хохмящего Мартина Фримена. Всё это складывается в однозначную картину: внезапно поглупевший Питер Джексон корпит над нелепой халтуркой, в которой за него всё нарисовал бездушный компьютер. И, в общем и целом, даже не так важно, почему Айан Натан это делает — из-за постигшего его разочарования или он просто не в теме, — выглядит это так себе. Потому что делает он ровно то, что порицал, поимённо перечисляя незадачливых журналистов, глумившихся над «Властелином Колец»: топит фильм.
Честнее было бы не писать на тему «Хоббита» вообще.
Пересмотрю-ка лучше сами фильмы и дополнительные материалы к ним :-)