Больше рецензий

11 декабря 2020 г. 09:45

421

5

Рембрандт Ван Рейн. Впервые я столкнулась с его творчеством в Пушкинском музее: я увидела портрет пожилой женщины, скромно висевший посередине зала. Никогда не любила портреты. А тут – ступор. Не оторвать взгляда.
Талант. Женщина, на лице которой можно прочитать историю. Лицо, от которого идет необыкновенное сияние, как будто тысячи софитов направлены в ее сторону. Женщина, какая морщинка которой видна невооруженным глазом. И это семнадцатый век. И это Рембрандт. С тех пор я заинтересовалась портретами. И им.
Книга невероятно интересная. И это неудивительно – биография Рембрандта полна на события. Выходец из небогатой семьи, Ван Рейн за свою жизнь жил буквально во всех слоях общества. Сельская жизнь, шумный мегаполис, роскошь, граничащая с полным банкротством, великосветские вечера и тихие прогулки в одиночестве, бедность и одиночество. Вся его жизнь была наполнена множественными событиями, которые Рембрандт пытался перенести, не забросив при этом то, от чего его сердце билось чаще и живее.
В своем родном городе, Лейдене, Рембрандт не видел возможности обучится рисованию, поэтому, несмотря на некоторое недоверие со стороны семьи, уезжает со своим другом в Амстердам к довольно неплохому художнику Питеру Ластману учиться живописи. Но, как мы знаем, Ластман проходил стажировку в Италии, поэтому его видение живописи и рисунка кардинально отличалось от стиля Рембрандта: рисуя с натуры, Рембрандт не пытался изобразить все самое лучшее и приукрасить, как-то делали Ластман и его ученики; изображая женщину, тело которой являлось отражением ее тяжелой жизни - непосильная работа, побои, насилие, Рембрандт не пытался приукрасить увиденное и вывести его в другое пространство, гармоничное и чистое. Он изображал женщину с той грубой и неприукрашенной реальностью, от которой его окружение невольно отшатывалось. В том числе и Ластман, который не мог понять, как это можно назвать искусством. Как и большинство художников, особенно тех, кто восхищался Италией и ее культурой, Ластман в своем творчестве пытался сделать прекрасное из уродливого, умело скрывая все недостатки человеческого тела. Рембрандт же, напротив, не приукрашивал, а просто изображал всю эту действительность, некрасивую, иногда грубую и вульгарную, но живую и человеческую.
Рембрандт добился популярности: не могло случится иначе, имея такой талант изображать увиденное. Многочисленные заказы портретов, разговоры и восхищенные взгляды, слава и богатство, немного кричащая роскошь и достойное положение в обществе, - всего этого Ремрандт добился, упорно работая и веря, что когда-нибудь его поймут и оценят. Помог случай: в его родной город, где Ван Рейн с другом организовали небольшую мастерскую, приехал секретарь принца Оранского, который пришел в невероятный восторг от работ Ван Рейна. Встреча эта наконец-то убедила Рембрандта в значимости того, что он делает, жертвуя нормальной жизнью, семьей и прочими отношениями, ведь он с головой уходил в работу, отгораживаясь от внешнего мира, отдавая себя без остатка своим шедеврам.
Саския. Любовь Рембрандта к Саскии полна нежности и искренности: в каждом движении, поступке, во всей их недолгой совместной жизни Ван Рейн буквально черпал силы и вдохновение, когда она была рядом. Многочисленные изображении Саскии показывают нам это; свет и легкость, простота и тихое счастье, красота и уверенность – вот, что вышло из этого удивительного союза.
Особо интересно описаны событии, связанные с картиной «Ночной дозор». Эта картина, на которую так надеялся Рембрандт в силу своих денежных неприятностей (да и вообще считая ее очень сильной работой, написанной при трагичных обстоятельствах - Саския умерла) была раскритикована обществом, в особенности теми, кто был на ней изображён. Первоначально смысл картины был в изображении группового портрета стрелковой роты капитана Франса Банинга Кока. Но Рембрандт изобразил людей не так, как хотелось заказчикам. Вместо группового портрета они получили сумятицу из людей, где особо и не разберёшь, кто где стоит и кто есть кто. Но вы посмотрите на эту игру света, на тела и лица, на девочку, маленькую Саскию, которая как будто излучает свет. Но публика и заказчики требовали от Рембрандта совершенно другого. С того момента слава Рембрандта начала тихо и стремительно угасать.
Ван Рейн противостоял новым модным веяниям в искусстве; он не мог изменить стиль своего творчества, не мог перестать писать грубыми мазками и взяться за полировку и сглаживание своих картин. Но общество жестоко и неумолимо: оно постоянно движется вперед, забывая все старое и целиком увлекаясь новым; творчество Рембрандта постепенно становится непопулярным, отжившим свое. В такой ситуации остается или подчиняться новым правилам, или же уходить со сцены. Что и сделал Ван Рейн.
В последние годы жизни он писал скорее для себя, нежели для публики. Были небольшие заказы, приходилось что-то изменять в своих работах для того, чтобы их приняли и оплатили: денежные неприятности и борьба с кредиторами давали о себе знать.
Рембандт умер в нищете, покинутый обществом, непонятый и не до конца открытый. Только в XIX веке посредством художников реалистичной школы работы Рембрандта вновь обрели заслуженную славу.
Книгу читать обязательно. История жизни великого человека, написанная так интересно и углубленно, поможет немного понять творчество художника, укажет на скрытые смыслы, мотивы тех или иных созданных шедевров, расскажет подробнее о самой жизни Голландии 17 века, о быте и развлечениях, веяниях моды, суждений и нравов.
картинка AlexandraZ