Больше рецензий

10 декабря 2020 г. 03:40

195

5 Полет в страну фантазий

Эта книга во многом стала для меня откровением. Меня всегда манили "Русские сезоны" и фигура Сергея Павловича Дягилева, а позже, посвятив себя истории балета, мне захотелось побольше узнать и о других ключевых фигурах. Имя Нижинского для балета значит многое. Еще во время обучения в Вагановском училище, Вацлав обратил на себя внимание. Он был блистательным танцовщиком, хотя в Петербурге его не принимали. Зато приняли в Париже. Его называли "Богом танца", "царем воздуха" и "восьмым чудом света". О его исполнение слагали легенды, на него приезжали посмотреть со всех краев света, для него ставились балеты и рисовались эскизы костюмов. Как хореограф, он поставил всего четыре балета, каждый из которых вызвал в свое время огромный диссонанс. Более всего был отмечен "Послеполуденный отдых фавна" на музыку Дебюсси и "Весна Священная" на музыку Стравинского. Все это одноактные балеты, которые несут в себе мощную и сложную идею, новаторскую технику и исполнение.
Звезда Нижинского закатилась рано. Его последнее выступление состоялось 19 января 1919 года в Сен-Морице. Уже на протяжение некоторого времени он боролся с недугом, который тогда считался неизлечимым. Постепенно его паранойя нарастала. Нелюдимость, которая была свойственна ему с ранних лет, усилилась. Он стал внушаем, религиозен, фанатичен, а потом и вовсе ушел в себя, изолируясь от внешнего мира. К сожалению, не осталось ни одной видеозаписи, а об оригинальной хореографии его балетов можно судить лишь по записям современников. Однако он навсегда остался в памяти поколений, в истории балета, стоя у истоков совершенно нового балета с дикой, иногда даже пугающей эстетикой.