Больше рецензий

21 ноября 2020 г. 00:00

708

5 «…не зря пошатнулись основы основ..."

«…не зря пошатнулись основы основ, не зря возмутились воды Прародины… Зародыш нового мира. Мира, где бьют ниже пояса»

«Вот он – новый мир, рождающийся из агонии старого!.. Кто здесь люди, кто боги, и кто демоны?! – здесь, где стерты различия, попран Закон, воспета Польза, а из всей Любви осталась лишь любовь к убийству»

Переосмысление одного из сложнейших мифологических эпосов, «Махабхараты», Олди абсолютно удалось. Интересно, правдиво и доступно, не смотря на то, что герои и пантеон миродержцев, не так известны нам (по крайней мере, мне), как те же греческие боги. Не посмею назвать эту трилогию легким чтением, ведь мир Махабхараты мне был знаком лишь поверхностно в самых общих чертах (поэтому, спасибо глоссарию в конце каждой книги и википедии). Я лишь хочу сказать, что Олди в своей интерпретации мастерски уместили такой объемный и сложный труд всего в три тома.

В основе мироздания лежит жар-тапас, вольно или невольно, накапливаемый добровольной аскезой или вынужденными лишениями, который можно выменять у богов на исполнение самого жгучего желания. Чем больше тапаса, тем больше можно пожелать. Но как известно, бойтесь своих желаний… Мир циклично переживает четыре Маха-юги (эры), и в каждой из последующих нравственность теряет свои позиции, а невежество набирает обороты. Произведение Олди встречает нас на пороге последней - Кали-юги - в мире, мчащемся во весь опор к Эре Мрака. Любовь давно забыта, а жалкие прогнившие цепи Закона способны уже только на потворство желаниям власть имущих. Приход Кали-юги будет ознаменован окончанием восемнадцатидневной битвы на поле Курукшетра, где два огромных войска – армия Пандавов и армия Кауравов – сойдутся в братоубийственной войне, как результат борьбы за трон Лунной династии. Локапала Востока, бог Индра-Громовержец, последние три дня битвы проведет, узнавая и вспоминая жизни трех участвующих в этой бойне учеников Парашурамы, сурового Рамы-с-Топором. Так, три книги цикла посвящены жизнеописанию, от зачатия до смерти, кшатрия Гангеи Грозного по прозвищу Дед, наставника Дроны по прозвищу Брахман-из-Ларца и Карны-подкидыша по прозвищу Секач…

Это мое второе знакомство с творчеством Олди, и я уже знала, что пишут они качественно и по сути, вычленяя главное, но ярко и живо, сдабривая повествование описанием традиций чужой культуры и умеренным юмором. Авторы взглянули на события эпоса с другой стороны, и снова привнесли в миф обоснованность и логичность. Под этим другим взглядом, они поменяли местами протагонистов и антагонистов «Махабхараты» (к чему читателю нужно быть готовым). Олди не возводят персонажей на героический или божественный пьедесталы, показывая их… да просто людьми (да-да, богов тоже). Индра – старик с уставшей душой в вечно юном теле. Вишну –опытный (или нет?) манипулятор с детской обидой в сердце. Гангея, положивший жизнь на алтарь долга и чести, наплевав на собственные желания и благополучие. «Рожденный в пробирке» Дрона, служитель Закона и Пользы, поправший их ради толики надежды познать Любовь и стать полноценным человеком, способным улыбаться и плакать. Карна-Секач, Ушастик, всегда ставивший свободу превыше всего, будь то закон… а будь даже божественное могущество. Добрый дядя Рама-с-Топором – аватара, гроза кшатриев, наставник и судья, сумевший остаться собой, сохранить собственное Я. И конечно же, Черный Баламут, Кришна Джанардана – красивый, веселый, беззаботный идеальный мальчик, которому хотелось, чтобы его «любили больше всех»…

Прекрасная история с живыми персонажами, которых понимаешь или нет, сопереживаешь, осуждаешь сочувствуешь. Она ни за что не оставляет равнодушным, а затаённая грусть разной степени тяжести не покидает во время всего прочтения.

Что есть благо, а что зло? Пиррова победа для одних, и нечто неоценимое для других. Закон соблюден и Польза несомненна. Держитесь, други, ибо мы уж точно живем в Эру Мрака…

Моя личная оценка 6/5