Больше рецензий

16 ноября 2020 г. 16:49

852

2.5 Что бросилось в глаза в отношении того как автор выстраивает анализ

Допустим, существует какая-то данность и у нее есть определенные истоки: социальные, культурные и естественно-научные. Автор предпочтет разобрать данность с позиции номер 3, нежели 1 или 2 (чаще всего эти данности идут блоком, но об этом мы умолчим).
Возвещая и абсолютизируя, таким образом, естественно-научный подход, а значит общую стерильность и полевые подходы – существуют лишь те факты, которые я наблюдаю глазами т.е. регистрирую.

Например, на 190 странице звучит следующее, я вольно процитирую:

«...мужское доминирование нельзя объяснить авторитарными нормами, угнетением или культурой. Так как, задавая вопрос «Почему?» эти нормы были приняты исключительно на эти три пункта ссылаться нельзя…»

Далее Буайе предлагает вникнуть в естественно-научные истоки мужского доминирования.
Очень легко при такой риторике сделать вывод о «естественном порядке вещей» что неизбежно возвращает нас в 1890 год, но никак не в 2019.
Поясню, про «естественный порядок» толковали мужчины, когда суфражистки требовали равных прав.
Представители традиционных ценностей считали, что женщины не способны к науке, сухим рассуждениям и логике. Почему? Мозг работает иначе, они более эмоциональны и так далее – хотя погодите, в 1700 годах «мужские слезы» были эталоном интеллигенции, эстетики и глубоких чувств. И лишь к индустриализации слезы начинают порицаться, быть показателем невоспитанности – ведь чувства нужно уметь прятать, отсюда же наше постсоветское – «мужчины не говорят о своих проблемах, а мальчики не плачут». А потому резонно спросить:

«Так эмоциональность для мужчины эталон или нет?»

Безусловно, мозг мужчины и мозг женщины работает по-разному, устанавливаются иные нейронные связи, где-то они более устойчивые, где-то менее, но такой дифференциацией можно снова впасть в крайность.
Поэтому при изучении особенностей мужчин и женщин важно напоминать себе:

«Мы разные, но не слишком»

Хотелось бы заметить, что Буайе выстраивает модель, которую я бы назвал эволюционным патриархатом (при желании можете называть это эволюционным мужским доминированием, а уж при полном фанатизме можем вспомнить социальный дарвинизм; дополнительно я обнаружил в "Гендере и власти" Коннелл что это явление называется "биологической дихотомией" - страница 73, изд-во: НЛО, 2015 год; также хочу напомнить что патриархат в данном случае означает форму социальной организации), то есть нам демонстрируется эволюционная обоснованность патриархальной модели общества.
Признаю, что изобретаю велосипед исключительно для данного случая, поэтому извиняюсь за режущие глаза неологизмы и гипотетические модели.
Короткое напоминание что из себя представляет соц-дарвинизм:

социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование, выявленные Чарльзом Дарвином в природе, распространяются в том числе и на отношения в человеческом обществе.

Ниже о предположительных причинах.
Племена объединились по той причине, что риторика мужчин была более убедительной и возможно более подходила племенному отрезку времени, в то же время трайбализм усиливал соперничество, а само соперничество можно смело назвать социальным отбором – победит наиболее согласованная из групп. Дополнительный стимул слушать мужчин – наиболее развитая мускулатура и большая масса тела.
Если ратовать с тем же естественно-научным посылом, который видимо правильнее было бы назвать биологизаторским, социал-дарвинистическим и так далее в том же ключе.
Коротко причина превосходства мужчин звучит так: из-за того что мозг у мужчин функционирует определенным образом это спровоцировало передачу власти именно мужчинам.
Хотя если мы вспомним ту же природу и роль самца в ней, то довольно часто лучший вид самца – мертвый самец, порой съеденный самкой.

При этом на нашей с вами стадии общества резонно будет звучать полностью антонимичная по своему посылу модель:

Ввиду того, что концепция социального соперничества истощает нашу планету, а следовательно экономику и как следствие влияет на качество жизни людей по всей планете – агрессивную риторику основанную на трайбализме, агрессии, силе, конкуренции, присущую мужчинам по естественным причинам и ввиду определенного функционирования мозга принято считать неуместной, вредной и всеуничтожающей, а потому логично было бы передать политический аппарат полностью в руки женщин, так как опять же ввиду естественных причин и нейрофизологических женщины ориентированы на ответственность, кооперацию, взаимопонимание, эмпатию.

Также в финале главы, где разбиралась модель общественного угнетения женщины, по мнению Паскаля Буайе, надзор и преследования женщин встречаются довольно редко, если рассматривать цитирую слово
в слово

«большинство стран мира».

Такие комментарии вызывают лишь вопросы и провоцируют определенные выводы, возможно, по мнению исследователя, если он не сталкивался с угнетением женщин и не участвовал в них сам, то в большинстве стран всё уже давно наладилось и что полная эмансипация достигнута, а равные права получены. Рассуждая той же логикой у нас не должно быть убийств и преступлений ведь насилие законодательно запрещено, а у всех есть право на жизнь.

Комментарии


Можете пояснить конкретнее, в чём проблема объяснения современной культурной нормы "у власти мужчины" через естественнонаучное "так сложилось по средовым причинам в ходе эволюции"? Насколько я вижу, автор не предлагает жить так и дальше, просто рассказывает, как норма могла возникнуть и прижиться. Сейчас указанные им средовые факторы и фактор примитивной войны фактически исчезли, то есть на дальнейшее развитие общества влияют только отголоски прошлого. Но на новом мирном и не требующем физической силы витке истории всё может измениться, и автор никак не высказывает своё "фи" на этот счёт.