Больше рецензий

13 ноября 2020 г. 12:38

952

5 Когда в России появится писатель уровня Коу?!

Уже много лет с удовольствием и неустанно занимаюсь продвижением Джонатана Коу для нашего читателя. Любой читатель, которого интересуют такие вещи как безупречно продуманный витиеватый, но всегда неизменно распутывающийся к концу, сюжет, тонкие юмор и сатира уровня Рабле, Свифта, Теккерея и Диккенса, летопись или подробный конспект времени, в котором происходит действие его произведений и т.д. все это найдет. Если бы мне надо было предложить какую-то интересную заманушку, то вот она: Коу все-таки прямой наследник английской традиции сатиры, то есть в его книгах найдётся все то, что мы любим: высший класс всегда алчен, беспринципен, смешон и бездушен, низший - простоват, растерян, простодушен, но этически высок, и сложные отношения между обоими развиваются в потоке истории, которая, как говорится, особо не разбирает. Представьте, что да, когда-то писатели избегали оценок "сам дурак, закрой рот, слушая сюда!". Еще одна замануха: Коу не сторонится политики и всегда высказывается на злобу дня. В российской литературе писать о политике - признак какого-то дурновкусия, а вот у Коу политика - один из главных героев. В наше время, когда политика везде, но от нее очень хочется откреститься и отодвинуться, но непонятно как это сделать, важно почитать Коу и научиться с ней жить: в меру отстраненно, в меру иронично, в меру дружить, в меру ругать и т.д.
Ладно, хватит о Коу, теперь о книге. Итак, понемногу забываемый своим читателем писатель средних лет Майкл Оуен получает заказ написать историю одной паршивой, но богатой и влиятельной британской семейки, котоаря пустила корни во многие сферы британского общества. Они торгуют оружием, перетирают с парламентариями за бизнес, травят публику некачественной сельхоз продукцией, произведенной с минимальным соблюдением санитарных и этических норм, наполняют свободную прессу некачественной журналистикой, монополизируют рынок современного исусства и вовсю пользуются положением и властью для удовлетворения половых потребностей. В общем, полный обзор особенностей страты власть имущих времен нарождающегося неолиберализма. Герой и сам-то находится в каком-то полузабытьи из-за детских травм, а тут еще таинственный заказ, оплаченный членом этой самой семейки - старой теткой, которую все считают сумасшедшей и держат в больнице, чтобы не говорила лишнего. Тетка это считает, что ее брат повинен в одном неприятном инциденте и поэтому желает вскрыть правду, для чего и нанимает писателя. Собственно, книга о том, как Майкл собирает материал, встречая членов этой семьи. Параллельно у него развивается любовная история, которая несколькими нитями тоже "привязана" к семье. И все эти дела происходят на фоне бурной истории Британии и мира конца 80-х- начала 90-х: консерваторы сходят с политической сцены, вот-вот начнут бомбить Хуссейна в первый раз, а западное общество наслаждается набирающим силу консьюмеризмом (кстати, тем, кому интересно как этот консьюмеризм набирал силу, нужно почитать этот дневник эпохи). Всего интереснее концовка книги. Словно отдавая дань всем знакомым шаблонам английской литературы - старый и, как водится, всегда холодный дом-гнездо аристократии, все собрались на ужин, тут всех начинают убивать, убийца- садовник или батлер, дождь за окнами и вырубили электричество - Коу завершает, однако, печально, и в этом моя главная претензия к книге. Роман, как мне кажется, высказывание о классовых отношениях и о том может ли искусство их изменить. В каком месте находится воз этих отношений нам, должно быть, известно (подсказка: он и ныне там). Но даже несмотря на пессимизм Коу читать, несомненно, стоит, потому что кто-то все равно хоть немного, но выигрывает.
И да, читайте на английском. Он у Коу совершенно свифтовский :-)