Больше рецензий

13 ноября 2020 г. 11:19

284

4 Что будет, если совместимость прохождение игры с художественным произведением

С произведениями, которые созданы под впечатлением и/или по мотивам другого произведения, всегда сложно. Игры по фильмам, фильмы по играм, книги по играм, фильмы по книгам и так далее. Дело даже не в качестве конечного продукта и эффекте от сравнения с «оригиналом», а в художественной самостоятельности. Я начал свою «деятельность» именно с объемных рецензий книг по игре Stalker. Прочитав множество классической и разнообразной современной литературы, есть понимания качества. Когда сравниваешь книги по сталкеру с качественными фантастами, то лидер гонки вполне очевиден. Однако внутренняя любовь к истоку – игре Stalker: Shadow of Chernobyl, перекрывала все неровности, шероховатости, поскольку был эффект погружения в ту самую атмосферу. То есть подобные книги, произведения являются не совсем самостоятельными, имеют ценность только для человека, который: а) очень любит первоисточник; б) хочет почитать на эту тему. С одной стороны можно утверждать о полной самостоятельности каждого произведения, а с другой стороны – это подобно тому, что какой-то орган будет доказывать свою независимость от остального организма. То же самое касается и нашей сегодняшних книг.

XCOM UFO Defence: Враг неизвестен. Если вы не испытываете любовь или наплыв ярких воспоминаний от первого прохождения одноименной игры, то не стоит набрасываться на эту книгу. А для всех остальных: малая тарелка на радаре, команде UFO Defence приготовиться, мы выдвигаемся!

Первое, с чего стоит начать – это немного вводной информации. Книга, как можно понять из названия, написана как прохождение именно первой игры серии с нотками новеллы. Все достоинства и недостатки прямо вытекают из этого... формата. По сути, каждый может написать свою книгу по XCOM, наполнив её своими персонажами.

Учитывая чехарду с названиями в разных регионах, можно понять такое… длинное и сборное название. Из-за своих корней неофиты, которые познакомились с серией по перезапуску от Firaxis, могут не совсем понимать некоторые моменты. Те же, кто знаком с оригиналом – будут как рыба в воде. Так чем же запомнилась нам первая игра про защиту Земли от внеземного захватчика? В первую очередь – напряженный менеджмент и лавирование между интересами стран-участников Совета. Во вторую очередь – тактические миссии. Автор поставил во главу повествования вторую часть, что в принципе логично. Читатель иногда видит «стратегическую часть», но с точки зрения результатов, последствий принятых решений.

Скажем пару слов о сюжете, хотя его не поставишь в ряд оригинальных (или назвать его неочевидным для игравшего читателя), хотя мы имеем дело с книгой… Если быть лаконичным, то сюжет можно охарактеризовать двумя словами – первое прохождение. Из этого следует целый ворох особенностей. Есть игры, которые прямые, как рельса, а есть нелинейные. Есть игры, которые ставят четкую планку сложности, а есть те, которые несоразмерно сложны. XCOM – это игра, которая не позволит себя поиметь без разрешения. Если вам кажется, что всё поняли и умеете, то у этой старушки найдется палка-наказалка, которая поставит на место зарвавшегося новичка. Мы наблюдаем за развитием сюжета с позиции оперативника XCOM. Именно из его глаз мы видим первые ростки того, что ждет нас в финале, видим первые ошибки, потери, победы и триумфы. Нам не показывают то, как страны перестали закрывать глаза на инопланетную угрозу, зато описывают то, как пришельцы начали подготовку к вторжению. В этом плане любопытно выглядят эпизоды с участием инопланетного разума. Добавить что-то ещё о сюжете смысла особого нет, поэтому перейдем к персонажам.

Персонажи почти все второстепенные, промежуточные, но есть и главный герой. Также как и сталкеры, оперативники XCOM предпочитают обращаться друг к другу не по именам, а прозвищам. Именно поэтому, мы чаще будем видеть прозвище главного героя (Пир), чем его «паспортные данные» (Геннадий Лихачев). Пир по своему характеру и проработке тяготеет к персонажу-наблюдателю, чем к полноценной личности. При этом, метание между одним и вторым состоянием довольно неравномерно. Если нет каких-то травмирующих обстоятельств, то перед нами наблюдатель, который просто созерцает происходящее. Когда случается потеря кого-то из команды, то появляется человеческая натура героя, который испытывает целый фонтан эмоций: от подавленности и тоски до решительности и агрессивности. Второстепенные персонажи, как правило, являются шаблонными, построенными на одной черте характера. С другой стороны, к некоторым из них привязываешься и переживаешь за их судьбу. Если в игре есть возможность управлять процессом, распределяя риск исходя из личных симпатий к тому или иному солдату, то при чтении книги – нет, мы пассажир, которого довезут из точки А в точку В, без учета его предпочтений. Местами ловил себя на мысли, что хочется прокричать подсказку или каким-нибудь другим образом перехватить управление процессом, ибо знаешь к чему эту приведет.

Теперь поговорим про атмосферу и будем делать выводы. Атмосфера в этой книге настолько густая, что можно на хлеб намазывать. Автор настолько старательно уловил и передал ощущение от игры, что волей-неволей кажется, что в руках мышь (или геймпад) и ты руководишь со своего привычного места, но скриптов стало больше. Прочтя где-то половину книги, я не смог удержаться от того, чтобы не засесть за игру на пару дней.

Подводя итоги, хочется сказать, что подобная литература имеет ценность только тому, кто действительно переживает описанные в ней события. Автор максимально точно передал ощущения от первого знакомства с игрой, не уходя в отсебятину и прочие непотребства. Глядя на мои дифирамбы, может показаться, что изъянов у книги нет. На самом деле, фокус в разной системе оценивания, которую можно сравнить с народной мудростью: «Кто может больше – с того и спрос выше». Тем, кто считает себя ветераном первой Уфошки – строго рекомендую к ознакомлению, поскольку толковая книга по этой серии редкая птица. Остальным же я не рискну рекомендовать книгу, поскольку она покажется угловатым фанфиком, который не стоит своего времени.