Больше рецензий
8 ноября 2020 г. 17:26
693
4 Живые и мертвые Владимира Сорокина
Рецензия"Если свет, который в тебе - тьма, то какова же тьма?"
/Евангелие от Матфея, глава 6/
"Как тяжело ходить среди людей
И притворятся непогибшим..."
/Александр Блок/
Перечитывать всё же полезно - становишься зорче и чутче.
"Ледяную трилогию" впервые я прочитала в 2016 году. Помню даже, что случилось это незадолго до Нового года - восторженно, одним махом - экзальтированный, красивый роман с книгой. Колотящееся сердце (!), слезы (!) - насколько естестественная реакция в контексте сюжета и символики романов, недоумение от неожиданной (так я тогда думала) концовки.
Перечитывание же за недостатком свободного времени мне далось гораздо дольше и сложнее. Но, может быть, как раз не стремительно-вдохновенное, а именно медленное прочтение помогло воспринять трилогию Владимира Георгиевича совсем на другом уровне.
Начнем издалека.
СЮЖЕТ
В 1908 году на Землю из вечной и совершенной Вселенной прилетел обломок, часть бесконечной гармонии Света. В мире людей ему дали имя Тунгусского метеорита. В это же время совершенно разные люди в разном возрасте и жизненных обстоятельствах увидели очень похожие сны - сны о Священном Льде и о Свете. Много лет спустя благодаря удару Ледяного Молота, созданного из небесного обломка, сердца этих людей проснутся и они поймут, что не просто так живут на Земле, что они - Иные и несут в себе особое предназначение - разбудить и собрать всех братьев и сестёр Света, чтобы вернуть миру прежнюю гармонию и чистоту.
В жестоком, доведённом до автоматизма и бездумности, разрушительном мире людей - "мясных машин" - невероятно трудно найти "своих" - тех, у кого в груди тоже сияет мудрость Света Изначального, которым творилась вся Вселенная. Трудно, но возможно. Помогает сердце, помогает божественный Лёд - ведёт, подсказывает путь. Получится ли у Братства Света собрать все свои "лучи"? Что произойдёт с миром, когда все проснувшиеся сердца заговорят разом? Есть ли надежда у "обычных" людей - и у кого же?
ТРИ РОМАНА. ТРИ ВЗГЛЯДА
Когда "Ледяная трилогия" вышла полностью, критики высоко оценили ее первую часть - "Путь Бро". Вторая прошла фанерой над Парижем - точнее, над Россией. Финальная - "23 000" - была обозначена как самая слабая ("И это у Сорокина, гениального стилиста, такой плоский язык!" - возмущались рецензии).
Более наблюдательный и беспристрастный читатель заметил бы, что три книги совсем не просто так, потому-что-автор-исписался, разнятся между собой - причем просто поразительно разнятся. И Сорокин все же не теряет своего высокого звания "гениального стилиста" - ничуть.
Три романа - это не только и не столько три временных этапа существования Братства Света. Это в первую очередь три фокуса, три угла зрения, три ви́дения - поразительно разных. А сложить общую картину предстоит читателю. И вполне возможно, у каждого паззл соберётся по-своему.
Книга первая - "Путь Бро" - в высшей степени поэтичное, насыщенное образами, символами, метафорами и притчевыми смыслами повествование. Читатель смотрит глазами Бро - основателя Братства Света, обретшего впервые драгоценный Лёд Тунгусского метеорита и осознавшего свою миссию и миссию "ледяных братьев". Глазами Бро Братство Света и правда видится священными миссионерами - полной противоположностью мира "мясных машин" - автоматического, бессмысленного, разрушительного. Каждая мысль отзывается словом "да", молчаливым согласием, горечью. Может, Земля и правда - Великая Ошибка? Может быть, и правда лучше бы ее не было, раз человечество несёт смерть всему живому и себе самому? Акцент первый.
Книга вторая - "Лёд" - переносит в конец двадцатого века. Повествование напоминает досье вперемешку со съемкой скрытой камерой: безоценочно, бесстрастно - факты, диалоги, действия. Сны как отдельная деталь. Но сны у Сорокина - это вообще отдельная реальность, очень здорово раскрывающая персонажей - за несколько строк.
Во втором романе сам пафос Братства значительно снижен - до обыденного, будничного - оно больше напоминает серьёзный мафиозный клан. Меняющий жизни людей. Да и персонажи-избранные - уже далеко не одухотворенные Бро и Фер из первой части. Самое дно: полугопник, бизнесмен-деляга с наркозависимостью, проститутка, ребенок-дебил. Тем разительнее контраст их новой жизни с прежней - рождается новая личность, которая поняла, как МОЖНО жить в этом мире. Не гадя, не уничтожая других и самое себя - жить сердцем.
Противоречивая, правда, эта жизнь. Борющаяся за созидание - и в то же время яростно обесценивающая все живое. Благородный полуфашизм по отношению к людям - "мясу" - не личностям. Людям - нужна культура, духовность, смысл, любовь. Братству - только Лёд и приближение конца Земли - "аномалии", просчёта, болезни Вселенной.
Акцент второй - и большой вопрос о Свете братьев, разгадать который опять же предстоит самому читателю. Экзамен на чуткость.
Книга третья - "23 000" - вообще непохожая на предыдущие. Появляются три удивительно живых, настоящих персонажа: Ольга, Бьорн и господин Вольф. Угол зрения опять сместился - на этот раз происходящее видится через призму сознания Ольги - женщины, чьи родители погибли от руки Братьев Света - и сама она - "недобиток", чудом выжившая. "Недобитки" и Бьорн, и господин Вольф. Они оставлены в живых не по ошибке: в них "есть тоска по свету, только сами они от этом не знают". И это правда. Тем сильнее внутреннее одиночество каждого из них.
Господин Вольф в романе - почти пророк, один в поле воин. Велико искушение принять его за "шпиона Братства", подсадную утку - так много и глубоко он знает и понимает о них - благодаря собственному детству. И почти целой жизни в рабстве.
В "23 000" начинается "отзеркаливание" предыдущего повествования. "Друзья дохлых сук", слуги Братства в подземной фабрике, - тоже отдельная семья, и у тех, кто ещё не сдался, своя миссия. Как минимум - выжить. Как максимум - победить своих странных и мощных "хозяев". У Ольги благодаря Вольфу есть ещё одна - сберечь Землю.
Во второй половине романа - опять же не без помощи Вольфа - смещаются полюса "живости" и "мертвости", особенно после рассказа старика. "Живыми мертвецами", которых он отчаянно пытался разбудить в своем детстве, он называет Братьев Света. Кто же истинно живые - люди?
Вольф - не только ключ к освобождению (почти в прямом смысле), но и ключ к внутреннему перевороту Ольги - к целому шквалу мыслей и сомнений: о назначении Земли, о живых и мертвых, о Боге, о человеке. Вряд ли без этой внутренней перестройки у нее нашлись бы силы бежать.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ.
И о финале. При первом прочтении он, скорее всего, окажется внезапным и, может быть, даже нелогичным. При втором видно, что финал тщательно подготавливается - особенно третьей книгой, постепенно ведущей к тому, что случилось.
А что же, собственно случилось? Как варианты: смерть от чрезмерного сердечного экстаза (всех 23000?); встреча с истинно вечной Силой - Богом - аналог истории о Вавилонском столпотворении (недаром у рыжей женщины было "недоуменное обиженное лицо", недаром глаза всех 23 000 были обращены в небо). Или, может быть, присутствие "недобитков" Ольги и Бьорна сместило фокус, вызвало очередное нарушение порядка?
Или ещё один вариант - довольно очевидный: все сработало, физические тела оставлены, Преображение свершилось. Вот только это Преображение Земли, а само Братство и оказалось той самой Великой Ошибкой: все же мир должен быть переменчив, жив и динамичен - иначе для чего он нужен?
И Ольга с Бьорном проснулись в этом мире, как новые Адам и Ева. Только вместо того чтобы бежать от Бога, они идут ему навстречу. И ещё очень важное: идут к людям - вместо презрения.
Но остались ли ещё люди на Земле, кроме новых Адама и Евы? Может быть, им одним теперь и преображать заново новое небо и новую Землю? Творить все новое вместе с Богом - как и было задумано?
У каждого свой ответ. Единственное, что точно, - в финале трилогии вопрос о том, кто по-настоящему жив, уже не стоит. Да и не нужен он. Цикл замкнулся, мир создаётся заново - теперь, кажется, безошибочно.