Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 октября 2020 г. 19:20

2K

5 Советский истерн от слова Иствуд

Конечно же, все видели замечательный фильм Никиты Михалкова, он стал для него дебютным в полнометражном формате, до этого будущий киноклассик снимал только короткометражки. Для многих будет, наверное, сюрпризом, что существует в природе еще и литературный вариант, так называемая - киноповесть с тем же названием. А вот в моей жизни случилось наоборот, когда мне в руки попала эта книга, я еще не видел фильма.

Было это во время моей службы в рядах любимой Советской армии, попал я как-то в медчасть на неделю, и вот появилось свободное время, можно было поваляться в постели и почитать книжки, роскошь, которой у меня на тот момент не было уже где-то с пол-года. А читать приходилось то, что было - некий "библиотечный" фонд, который переходил от одного больного к следующему. Среди этих пяти-шести книжек был и тоненький томик из серии "Военные приключения" с этой повестью. Проглотил я его за день, благо, сюжет был мне совершенное не знаком, как я уже писал, фильма я еще не видел.

967

Сейчас модно писать киноповести уже по факту состоявшегося фильма, но со "Своим-чужим", как оказалось, было не всё так просто. Повесть, которая изначально называлась "Красное золото" (на сюжет соавторов натолкнула обычная журнальная заметка) появилась за два года до начала съёмок. Без сомнений, ведущую роль в писательском тандеме играл матерый и опытный кинодраматург Володарский, но, если он согласился разделить авторство, то, с гарантией того, то Никита, тогда еще не очень Сергеевич, тоже внес значительную лепту. Думаю, сюжетный ряд, что называется, идея, принадлежали молодому, а литературная обработка - опытному. После премьеры фильма повесть была немножко подкорректирована и вышла отдельным изданием уже под новым названием, которое стало брендом, именно это издание и попалось мне тогда.

Как бы то ни было, но, когда я читал повесть я был совершенно свободен от тех харизматических образов, которые создали замечательные артисты - Юрий Богатырёв, Сергей Шакуров, Александр Кайдановский, Константин Райкин, ну, и сам Михалков тоже. Ох, не всех перечислил, еще - Солоницын, Пороховщиков, Пастухов, Калягин - целое созвездие ярких актерских работ.

966

Но я, читая книгу, представлял их как-то по-своему. Позднее, уже встретившись с фильмом, я отметил, что "угадать" мне удалось только ротмистра Лемке в исполнении Александра Кайдановского, мое представление было очень близким к тому, то я увидел в кадре. С остальными было хуже, особенно не совпали татарин Каюм, мне представлялся типаж ближе к Ибрагиму из "Угрюм-реки", а не тот тип, которого сотворил Райкин, хотя надо признать, сотворил классно; и есаул-Михалков, ну, не мог я представить что-то а-ля Клинт Иствуд, потому что Иствуда я тогда тоже еще не видел.

Сама же повесть достаточно динамична, описаний минимум, основу текста составляют в основном диалоги, но чувствуется рука мастера Володарского, поэтому каждый герой получается довольно узнаваемым, выпуклым и ярким, со своим характером. В тоже время это и не шедевр, конечно же, но столь высокую оценку, поставленную мной, объясняю тем впечатлением, которое получил тогда - 36 лет назад, при чтении книги. Но перечитывать не хочу, чтобы не разрушить однажды возникшее очарование.

965
.

Рецензия приурочена к юбилею Никиты Михалкова, которому исполняется сегодня 75 лет (21 октября 1945)