Больше рецензий

18 октября 2020 г. 21:34

203

3 О разительности контраста между ранними и зрелыми романами Орбениной

Неудачные литературные опыты писателей тоже стоят внимания, прежде всего - для осознания разительности глубины между произведениями, что вышли на славу, и теми, что вызывают лишь недоумение, разочарование и истинное множество вопросов. К сожалению, к последним относится и "Ночная колдунья" - второй роман в библиографии Натальи Орбениной, который, откровенно говоря, удался даже намного меньше, чем первый, тоже далёкий от совершенства.
Прежде всего, хочу отметить тот клубок страстей, что лежит в основе произведения. Маргарита отнюдь не только несчастная сирота, как гласит нам аннотация, это влюблённая (причём одновременно в двоих!) женщина, испивающая уже не муки сиротства, но ограничений браком. Безусловно, сюжет довольно будничный, а потому и реалистичный : отец, решивший в преклонном возрасте обзавестись новой супругой, дочь, точно так же, как и её подруга, влюблённая в управляющего, браки, обретающие форму скорее побега от действительности, нежели союза, заключённого на небесах, но все это настолько нарочито, пафосно, патетично подано в романе, что невольно хочется последовать примеру Станиславского и повторить крылатое "Не верю!" - все это буффонада, блеф, за которыми начинающая писательница, увы, не смогла правильно преподнести чувства героев. Капелька сочувствия к каждому из героев - вот как, пожалуй, можно охарактеризовать те эмоции, что возникли при чтении романа, но это лишь капелька, и то - лишь сочувствия,единственный эпизод, поистине тронувший душу - это зарисовка на Невском проспекте, готовящемуся к новогодним и рождественским празденствам...
Особого внимания стоит то, что, как и в "Белом шиповнике" Наталья Орбенина уделяет значительное внимание не психологической составляющей отношений между героями, а низменным страстям, да так, что на протяжении всего романа именно они и должны занимать читателя - к счастью, в следующих романах эта тенденция исчезает, но на протяжении первых двух книг это стоит все же потерпеть.... Да и любителей ретро - детективного жанра мне тоже стоило бы предостеречь - Вы не найдёте здесь ни загадки, ни её расследования, это именно любовный роман, действие которого происходит в прошлом, но никак не детектив, здесь попросту негде ему развернуться! Ненатурален и центральный персонаж цикла, следователь Сердюков, удивительно глупо вписавшийся в мистический фарс, где единственным героем, не нарушившим гармонию, стал местный колдун - сумасшедший...
Словом, это была большая ошибка - возвращаться к ранним романам после прочтения поздних, что влечёт за собой неизменное разочарование. Стоит ли эта книга того, чтоб быть прочитанной? Право, не знаю...