Больше рецензий
15 октября 2020 г. 21:25
911
5 Пушкин о русском рабстве
РецензияВ 1819 году Александр Сергеевич посещает родовое поместье в селе Михайловское, где сочиняет пронзительное и дышащее мрачным реализмом стихотворение "Деревня".
Первые строчки стиха лиричны и рассказывают нам о радостях безмятежных господ, которым надоел царский двор и они решили уединиться от суетности столичного мира:
"Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья".
Но, сию идиллию, с прохладными садами и прочими прелестями деревенской природы разрушает вторая часть стихотворения, где Пушкин описывает ужасающее рабское состояние, в котором пребывает большинство населения Российской империи.
"Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца".
У простого сельского труженика, бесправного раба, нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Он работает на хозяина, у него нет собственности, почти все время своей непродолжительной жизни он тратит на потакание капризам помещика.
Некоторые эпизоды из жизни (существования) крестьянских рабов приводят нас к мысли, что в представлении российских дворян это и вовсе не были люди. А были живые вещи, с которыми можно было делать все что угодно господину: ломать, пользоваться, перепродавать.
Чтобы не быть голословным приведу один пример.
А чтобы меня не заподозрили в советской пропаганде, этот пример будет извлечен из мемуаров Н.Е. Врангеля (1847-1923), отца одного из лидеров "белого" движения "черного барона" П.Н. Врангеля:
"Один из наших соседей был граф Визанур... сын его был отдан в кадетский корпус, затем наделен поместьями и возведен Павлом в русское графское достоинство. Этого нашего соседа я часто встречал у других помещиков...
Это был уже немолодой человек, уродливый, но очень любезный и прекрасно воспитанный, всегда одетый в синий фрак с золотыми пуговицами и белоснежные панталоны. После его смерти отец хотел купить его имение, которое было назначено в продажу, и мы поехали его осмотреть. Большого барского дома в нем не было, а только несколько очень красивых маленьких домов, все в разных стилях. Помню турецкую мечеть и какую-то, не то индийскую, не то китайскую, пагоду. Кругом дивный сад с канавами, прудами, переполненный цветниками и статуями. Только когда мы там были, статуй уже не было, остались одни их подставки. В этих домах, как я узнал потом, жили жены и дочери его крепостных, взятые им насильно в любовницы, одетые в подходящие к стилю дома костюмы, где китайками, где турчанками. Он тоже, то в костюме мандарина, то — паши, обитал то в одном доме, то в другом. Бывший управляющий графа объяснил нам и причину отсутствия самых статуй. Они работали в полях. Статуями прежде служили голые живые люди, мужчины и женщины, покрашенные в белую краску. Они, когда граф гулял в саду, часами должны были стоять в своих позах, и горе той или тому, кто пошевелится".
Градус реализма зашкаливает, не правда ли?
Живых людей раздевали, обмазывали краской и ставили на постаменты вместо статуй.
Так жило большинство наших предков, и Пушкин в своих произведениях правдиво излагал это параллельное существование в одном государстве двух народов - господ и их рабов.
"Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея".
Александр Сергеевич видел это бесправие собственными глазами.
И как господа, словно восточные эмиры, создавали из своих же соотечественников гаремы.
И как непокорных крестьян пороли, что было для некоторых сродни смертельному унижению.
Конечно, царская цензура вымарывала правду.
Стихотворение "Деревня" было опубликовано, но не полностью, в 1826 году. Естественно вторая часть текста о рабстве была не допущена к печати.
Надо сказать, благодаря книге В. И. Семевского "Крестьянский вопрос в России в 18 веке и первой половине 19 века", я узнал, что Пушкин еще не раз, в своем творчестве касался такого факта, как рабское бесправие в Российской империи.
Но постоянно наталкивался на цензуру.
Например, в первоначальном варианте повести "Дубровский" Александр Сергеевич рассказал о помещике Троекурове как о владельце гарема, состоящего из крепостных девушек. При издании повести эту часть текста удалили.
Резюмируя скажем, что жить в современном обществе, где правят деньги, и все мысли подавляющего большинства людей сконцентрированы только на них, помогает надежда и стихи Пушкина:
"Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!"
Так и будет, Александр Сергеевич...