Больше рецензий

10 октября 2020 г. 23:02

345

4.5

Тема, заявленная в названии, раскрыта по полной, от Эсхила до Сартра, хотя во вступительной статье упоминаются ещё пьесы Дюрко и Ануя, которые в сборник не вошли, и найти их у меня не получилось - вот зачем было интриговать?.. Из всех представленных драматургов автор статьи явно больше всех увлечён О'Нилом - разбирает "Траур - участь Электры" по слоям и по символам, которые от меня благополучно ускользнули, так что большое спасибо ему. Об остальных произведениях в статье тоже сказано много интересного, а также коротко изложена история древнегреческого театра. (За исключением части про театр, читать статью лучше в конце, а не в начале, как я и сделала - сплошные спойлеры!) Если сравнивать пьесы, вошедшие в сборник, то, на мой вкус, трилогия О'Нила действительно ярче всех. Но интереснее всего взять сборник в целом и проследить метаморфозы древнего сюжета.
Открывает сборник пересказ мифа об Атридах - цитаты из Н. Куна, от истории Тантала до Ореста и Электры. (В сложных отношениях Атрея и Фиеста я разбиралась долго, честно скажу, а оказалось, что это не настолько важно - излюбленный сюжет драматургов начинается с Агамемнона, сына Атрея.) Полезный раздел, сразу понятно, откуда что взялось, но трилогию Эсхила Кун пересказывает целиком, так что получается повтор.
Теперь понемножку об авторах и пьесах.
Эсхил "Орестея": её я восприняла скорее не как пьесу, а как канонический вариант мифа, исторический памятник, свидетельство перехода от матриархата к патриархату, по словам комментаторов. Как раз этот "переход" запомнился лучше всего: сцена суда с выводом, что за отца мстить можно, а за мать нет. Ну, ещё очень активное участие богов, и Орест, без конца повторяющий, что это Аполлон ему велел...
Софокл "Электра": не очень далеко ушёл от Эсхила, если честно, хотя персонажи уже ярче, особенно яростная Электра - по контрасту со своей робкой сестрой (которой у Эсхила не было). И Орест почти не колеблется, а к финалу вовсе уверен в своей правоте, какие там Эринии!
Еврипид "Электра" и "Орест": а вот тут уже много неожиданного, начиная с пахаря - мужа Электры (очень симпатичный персонаж). Наконец-то герои действительно становятся интересными, а боги куда-то пропадают (ну почти). Еврипид даже высмеивает предшественников (приметы, по которым Электра узнаёт Ореста у Эсхила, действительно притянуты за уши). Сюжет довольно сильно меняется, доходя аж до захвата заложников. Счастливый финал с натуральным "богом из машины" в таком контексте выглядит лишь как дань обычаям... И главное, наконец кто-то говорит, что пора прекратить мстить: "да где ж конец кровавой этой цепи?"
О'Нил "Траур - участь Электры" (трилогия): сюжет переносится в США, во время после окончания гражданской войны. Автор чётко следует канону, при этом история выглядит вполне американской - если не знать про основу, не догадаешься. Никаких богов, естественно, только людские страсти, подсознание, явные следы Фрейда. ОНил тщательнее всех описывает мизансцены, и это не просто так. Художественно, по-моему, самая сильная вещь, напряжение нагнетается до самого конца, и финал очень эффектный.
Жироду "Электра": переход от личного к общественному. Стоит ли правда и справедливость многих тысяч трупов? Электра считает, что да, автор определённого ответа не даёт. Тоже очень интересный вариант истории, только некоторые персонажи слишком уж озвучивают идеи, а таинственный Нищий (возможно, бог) слишком уж говорит загадками. Особенно финальную его реплику я не поняла (автор вступления считает её иронической, ну не знаю...).
И наконец, Сартр "Мухи": самое сложное, не понимаю я экзистенциализма. Самое мерзкое: не хотела бы я такое видеть на сцене, эти мухи, грязь, грязь... Самая слабовольная Электра и самый сильный Орест, словно ролями поменялись. Самый отвратительный из всех Эгист. Самые жуткие второстепенные персонажи, все скопом - город Аргос. И какая идея - человек свободен, нет над ним никаких богов! Сравнить только этого Ореста, восстающего против Юпитера, и эсхиловского - такое ощущение, что составитель сборника с умыслом, а не просто по хронологии, поместил Сартра в конец.
Вывод: рекомендуется любителям драматургии, античности, просто классической литературы, литературных премий, в конце концов - "трилогия послужила поводом для присуждения Юджину О'Нилу Нобелевской премии".

P.S. Уфф, не писала таких простыней со времён Долгой Прогулки!

Игра в классики, тур 15.

Комментарии


Хм, выглядит интересно, надо присмотреться) Я про всех этих персонажей (Электра, Орест и др.) только недавно узнала, из "Дома имён" Тойбина. Такие там страсти, просто жуть!


Страсти соответствуют оригиналу, я полагаю!
Может быть, попробую Тойбина попозже, а сейчас у меня передоз этих греческих трагедий)


Интересная простынь, спасибо)


Спасибо за поддержку :)


Отлично, спасибо тебе. Я из этого всего только Жироду еще не читала. Надо будет за него взяться.