Больше рецензий

30 сентября 2020 г. 13:38

400

3.5 Больно мне, больно!

Автор книги, норвежский философ Арне Юхан Ветлесен, довольно скрупулёзно подошёл к исследованию природы боли, как физической, так и психической. Каждый человек испытывает боль, и почти всегда чувство боли сопряжено с негативными ощущениями и эмоциями. С болью бороться трудно, иногда - невозможно. Болью, как инструментом, пользуются манипуляторы, садисты и прочие не симпатичные личности. Но помимо внешней, физической, боли существует боль внутренняя - душевная, которую подчас преодолеть гораздо сложнее.          

Что же предлагает автор? Основным инструментом борьбы с психической болью Арне Ветлесену видится метод  трансформации боли. Высокоразвитый и гуманный человек не станет заниматься переносом своей боли, как это делает человек низкий и примитивный, поскольку в этом случае пострадает другая личность, а постарается трансформировать свою боль. И в этом человеку помогает культура, обладающая широким набором символических и языковых ресурсов для преодоления кризисов. Но помогает ли? - тут же сам себе задаёт вопрос автор и отвечает на него отрицательно. А почему? А потому, что те символические ресурсы, которые существуют, - литература, изобразительное искусство, кино, музыка etc., - не используются именно теми группами людей, которым они необходимы прежде всего. В этом таится угроза, опасность, которая, по мнению автора, проистекает из нежелания современников быть ответственными, серьёзными, уязвимыми. Страх внешнего принуждения в форме запретов сменился в современном обществе боязнью собственной ограниченности. Теперь вместо вопроса: "Можно ли мне сделать это?" человек спрашивает себя: "Смогу ли я сделать это?". (Как тут не вспомнить Раскольникова?). В результате агрессия, возникающая при неправильных действиях, направляется на самого человека, что прямой дорогой ведёт его к депрессии, бичу нашего времени.

Философ также обращает внимание читателя на одержимость современного общества собственными благополучием, успешностью и самосовершенствованием. То есть человек, делает вывод автор, сам себя загнал в тупиковый ситуацию, когда, повинуясь идеологии индивидуализма, он не может терпеть ни в себе, ни в других уязвимости, которая всегда была частью человеческой природы. К сожалению, автор, сокрушаясь по этому поводу, не даёт рекомендаций, как человечеству стоит преодолевать подобные проблемы, но, возможно, он и не ставил перед собой подобной задачи.