Больше рецензий

29 сентября 2020 г. 17:02

596

5 АНОМАЛЬНЫЕ ЖЕЛАНИЯ КОРНЯМИ УХОДЯТ В ДЕТСТВО

«Куда уходит детство, как пелось в популярной песенке. Вот вам и ответ. Да никуда оно не уходит! Торчит, сволочь, все время рядом, болтается где-то около левой височной доли».
(Елена Михалкова. «Нежные листья, ядовитые корни»)

«Налет зрелости слетает с тебя, как скорлупа с расколотого грецкого ореха. А там, внутри, ты всегда ребенок».
(Елена Михалкова. «Нежные листья, ядовитые корни»)

Насколько же бывают беспощадно незаживающими психологические травмы, полученные в детстве, особенно в подростковом возрасте ... Казалось бы, от встречи выпускников повзрослевшие девочки должны бежать, как черт от ладана, а они, словно мотыльки, летящие на свет открытого огня в ночи, отправились на эту встречу. Зачем? У каждой из восьми 35-летних женщин были свои резоны ...

Очередной роман Елены Михалковой «Нежные листья, ядовитые корни» - это 16 книга цикла о расследованиях Макара Илюшина и Сергея Бабкина. Книга выпущена в 2019 году издательством «АСТ».

Я читаю все книги цикла последовательно. Последовательное чтение «зацикленных» книг, как убеждает мой читательский опыт, предпочтительнее разрозненного. Автор предоставляет читателю бонусы в виде пересекающихся сюжетных линий из предыдущих романов: встречи со знакомыми персонажами. В то же время каждая книга может быть прочитана, как отдельный роман: непосредственной связи с другими книгами цикла автор не предусматривает (как правило).

Преодолев большой путь по романам о тандеме полюбившихся частных детектив – Илюшине и Бабкине, подмечаешь, как «взрослеет» автор. При неиссякаемой выдумке сюжетов Михалкова всё больше углубляется в психологию человеческих отношений. В её текстах становится больше афоризмов. Причём, - не избитых и перефразированных старых форм, а свежих, тонких, жизненных, общечеловеческих. Хотя и «переделанные» афоризмы у Елены играют яркими красками:

«Если долго сидеть на берегу реки, рано или поздно тебе станет безразлично, что по ней плывет».

В тексте много не только законченных философских суждений, но и эпитетов, сравнений - они просто замечательные: «как дырявая чашка, в которую нельзя налить ни грамма смысла», «как кончики сосулек, ледяные и острые», «внутри потемки чернее закоулков лисьей норы» и многие другие.

Вообще, на текстах Михалковой я отдыхаю душой и глазами. Особенно после текстов некоторых современных писателей, которые ставят свою авторскую пунктуацию и грамматику превыше привычных норм и правил, нимало не заботясь о том, как эти «языковые катаклизмы» будут воспринимать люди грамотные. Порою оторопь берёт …

Язык произведений Елены Ивановны порадует русскоговорящую часть читательской аудитории. Ритм – чёткий. Длинных предложений почти нет. Много прямой речи. Слог – лёгкий. Речь – живая, образная. Описание персонажей – отличное. Они действуют согласно своим описаниям, поэтому их образы легко возникают и оживают перед мысленным взором. Описание обстановки – прекрасное: атмосфера происходящего видится чётко, как будто смотришь фильм.

Фабула романа строится на психологических проблемах, корни которых растут из нежного школьного возраста. Школьная травля, описанная в других художественных произведениях, как отечественных, так и зарубежных авторов («Чучело Владимира Железнякова», «Невидимка» Элоя Морено), у Михалковой другого объёма и формата. Это не травля, направленная против одного изгоя в классе. Скорее, наоборот, - один неформальный лидер давит и гнобит всех.

Автор не ограничивается в своём повествовании рамками школьной жизни, рассказывая историю терроризма одной над всеми. Она идёт дальше – рисует происходящее в ретроспективе прошлого. Её интересуют глубинные психологические мотивы происходящих событий. Повествование носит эпизодический (клиповый) характер. Из настоящего автор переносит читателей в почти 20-летнее прошлое. Тем интереснее будет разобраться в характерах и мотивах поведения одноклассниц, которых собрала на «шабаш» в отель «Тихая заводь» (весьма говорящее название) одна из них, более успешная. Зачем? Об этом вы и узнаете, прочитав роман Е. Михалковой «Нежные листья, ядовитые корни». В «Тихой заводи» (омуте), как говорится, черти водятся…

Читателю точно скучно не будет, несмотря на то, что роман достаточно камерный: действие ограничено, в основном, рамками «Тихой заводи». «Великая мистификация» предстанет во всей красе, как умеет это делать Михалкова. В каждой книге цикла об Илюшине и Бабкине – финал непредсказуемый и удивительный. Вряд ли кто-то сам догадается, что задумала писательница. Но это тоже один из элементов стиля, присущего Михалковой, в который всё увереннее вплетается афористичный стиль, который становится всё более популярным у современных писателей. Свои тексты Елена наполняет афоризмами сдержанно и изысканно, не утяжеляя их великим множеством. Их умеренность только увеличивает ценность цитат, достойных стать афоризмами.

Ключевых мыслей, делающих роман, на мой взгляд, три. Все взрослые проблемы – родом из детства. Месть не стоит того, чтобы бросать к её ногам все усилия жизни. А третью – выражу цитатой из книги:

«– Человек создает себе в интернете целую жизнь», – сказал Макар. – Подробную биографию с мужьями, путешествиями, талантами, деньгами… И все это – фикция. Выдумка! Гигантский мыльный пузырь! На повестке дня стоит вопрос, почему все в это поверили».


Роман Елены Михалковой "Нежные листья, ядовитые корни" актуален сейчас и весьма поучителен.