Больше рецензий

26 сентября 2020 г. 12:11

724

Первая работа, которую я прочитала из шорт-листа. Кажется, я поняла, что хотел сказать автор своей аллегорией – крылатом мальчике. Да, беспокойство мамы и её желание сделать сына таким, как все, чтобы ему жилось проще и легче (ведь он не будет выделяться из толпы сверстников), понятно. Да, она волнуется и переживает за сына, желает ему спокойно жизни, но цена за такое «спокойствие» – потеря ребёнком своей индивидуальности. И мальчик ощутил её в полной мере:

«Я уже обычный. И ты тоже. И не говори, что тебе не скучно быть обычным».


Самая главная мысль всего рассказа, я считаю. И с ней трудно спорить, тут я соглашусь с автором: выделяться из толпы сложно, гораздо проще стать безликой серой массой.

«Все прыгали до потолка, валялись, слэмились, пружинили, а Миша вдруг разлюбил батуты. Раньше ему казалось, что на батутах можно летать, а теперь он знал, что никакой это не полёт, а читерство. Лучше копаться в «Майнкрафте» и напиваться от пуза безлимитной «Пепси» в бургерной».


Трагедия Миши мне понятна, но покоробило описание его тоски. «Напиваться от пуза» – простите, бесспорно, взрослые часто глушат алкоголем свои проблемы, но зачем этот ход переносить в детское произведение? Неужели нельзя было придумать для Миши другое занятие, которым бы он пытался успокоить свои чувства и сожаление, испытываемые им из-за того, что он стал обычным? И таких далеко не детских поступков Миша совершает во второй части истории постоянно. Например, хоронит свои вернувшиеся крылья в песочнице. Зачем вплетать в сюжет такой жестокий поворот? Лучше бы, на мой взгляд, крылья уменьшались и теряли перья по мере взросления ребёнка, чем так сразу. Тогда была бы надежда, что гениальность/индивидуальность Миши сохранилась с ним на протяжении всего детства, и он ею пользовался, а потом забыл под давлением быта и чисто «взрослых» проблем. Но нет, Миша «попрощался» с детством, закончив четвёртый класс. А как же средняя школа? Пресловутое завершение детства после наступления 18 лет? Зачем так жестоко автор обходится со своим героем, лишая его детства после четвёртого класса? Да, началку не сравнить со средней школой, но неужели по его мнению пятый класс – это начало взрослой жизни? Конечно, можно решить, что раз Миша лишился крыльев (в конце четвёртого класса), то и детство его закончилось. Но мне не по душе такой обух по голове, я думаю, детей такой рассказ вгонит в депрессию и сформирует негативный образ приближающегося пятого класса.

Из-за таких грубых и жестоких деталей рассказ, на мой взгляд, получился нудным и заунывным. Добавлю сюда ещё эпизод с «выдуманными», с которыми Миша знакомится во время полёта по Берлину. Я так и не поняла смысл его путешествия. Оправдать появление у мальчика крыльев для визита в дома и его встречу с прошлым? Слабовато, на мой взгляд. Уж лучше автор докрутила аллегорию «крылья – яркая индивидуальность», потому что эта идея прекрасна и как раз на злобу дня. Кстати, попытка автора саркастически донести приметы наших дней (девочка-кукла, разросшиеся школы с кучей классов, покупка по акции дерева для торжественной высадки после окончания четвёртого класса) получилась недурной, но стёб в книге Ксения Драгунская - Ангелы и пионеры мне понравился больше. Он там ярче и живее, сразу узнаёшь, что высмеивает автор.

В итоге произведение мне не понравилось, я бы назвала его «грязнухой», потому что «чернуха» – это слишком категоричная оценка. Голосовать однозначно за него не буду.