Больше рецензий

20 сентября 2020 г. 20:32

1K

0 Dolce vita не забыта

Сочинение историка I века нашей эры Гая Светония Транквилла - одно из основополагающих, монументальных, хрестоматийных произведений, проливающих свет на быт и жизнь власть придержащих позапрошлого тысячелетия. Фактически, эта книга является уникальным и можно сказать аутентичным слепком неповторимого и, вероятно, одного из самых развитых периодов в генезисе не только западной цивилизации, но и всего человечества.

Период, который охватывается произведением Светония составляет приблизительно два века, которые даже хронологически представляют из себя рубежный этап истории в целом, а именно - от начала первого века до нашей эры вплоть до второго века нашей эры, то есть приблизительно два столетия. В это время Римская Империя фактически достигает абсолютной гегемонии на земном шаре, ей подчинены все соседние области, инфраструктура развита до невероятных масштабов, греческая культура и традиции давно впитаны, экономика находится на подъеме, а социальное устройство достигло кажется абсолютно органичного состояния (так думали тогда). Сразу же стоит задаться вопросом - а что, собственно, значит управлять государственным механизмом таких масштабов, возможно ли это делать одному человеку, и, если да, то как ему не сойти с ума?

Книга Светония отвечает на все эти вопросы. Во-первых, эпоха, которая в ней описывается, характеризуется невероятным подъемом и концентрацией власти в руках одного правителя - ограничивающие его административных структуры, по причинам, в книге не отраженным, оказывались бессильны перед тиранической мощью единоначалия. Однако, сложно сказать - нуждалась ли машина Римской империи в управлении или уже достигла полной социальной и экономической автономии, держа при себе императора в качестве своеобразного трансцендентного символа. Как показывает книга Светония - это утверждение скорее большей частью верно. Возможно уже никто и никогда не переживет того, что претерпели жители Рима после смерти Юлия Цезаря и Божественного Августа. Оба они отличались богатой натурой и славными подвигами, как во внешней, так и внутренней политике. Судя по всему, именно достижения предшесвтенников позволили следующим императорам безумствовать, бесчинствовать, мародерствовать и прелюбодействовать самым постыдным образом даже не десятилетия, а столетия подряд.

В общем и целом, с одной и наиболее явной стороны, книга именно и является описанием жизнедеятельности, скверных выходок и причуд людей, облеченных абсолютной властью на всем земном шаре. Основной философский вопрос, возникающий при ее прочтении - чего же собственно возможно желать еще, когда есть абсолютно все. Но по выражению Ницше -"человек будет все равно желать ничто, только бы желать чего-то." Изображенные в книге исторические персонажи - яркий пример абсолютной гипертрофии и полного извращение самой работы так называемой "машины желания." В некотором роде это психическая патология, которая характеризуется такими вещами как полная нигиляция всех абстрактных ценностей и понятий, утрата перспективы, отсутствие эмпатии, садизм, сексуальные перверсии, диссоциация личности, мания величия и много многое другое. Для любого психиатра, познакомившегося с трудом Светония, хватит материала для исследования на десятилетия вперед.

Соприкасаясь с некоторыми эпизодами книги трудно поверить, что это не только реально, но более того происходит в самом сердце наиболее развитой культурно, экономически и политически цивилизации, у которой вплоть не имеется соперников до сегодняшнего дня. Почему же в средоточии чего-то наиболее возвышенного (ведь еще старик Гегель говорил, что государство - объективированный "абсолютный дух") возникает что-то радикально аморальное, порочное и в буквальном смысле слова античеловеческое? С какой стороны стоит искать обман - то ли общественные устои с их моральными посулами являются лишь фиктивными загонами, то ли человек как таковой не способен справиться с силой обстоятельств и абсолютизмом всемогущества?

Книга Светония описывает именно второй вариант. Власть, при которой в буквальном смысле, возможен любой каприз является некоторого рода болезнью, проникающей до самых глубин человеческого естества. Для обычного человека всегда установлены границы положенного, он мало что может и "принцип реальности" для него остается неколебим. У Цезарей же судя по всему, воображение и реальность слились воедино. Им хотелось поработить луну, овладеть всей природой, сделать абсолютно ручными человеческие массы, преступить все возможные моральные трансцендентные препятствия, доказать свою богоизбранность и хотя бы как-то превысить человеческие возможности. Однако, как показывает история, все подчиняется неизменным законам, поэтому даже жизнь сильнейших людей планеты обрывается, и чаще всего не без помощи собственных сограждан. Сколь бы ты ни был велик или мал, какими бы чудесными или ужасными деяниями ни отличался - в конечном счете всех ожидает абсолютное уравнивание в вечно спокойном ничто. По крайней мере в это верили во времена Цезарей, ведь христианская религия существовала лишь в зачатке.

Стоит отметить, что как нетрудно догадаться, именно во времена двенадцати императоров зародилось христианство и подарило миру чудо божественной помощи в самоограничениях. В целом же, языческая этика и мораль (единственное исключение - стоицизм Марка Аврелия) не выдерживали мощнейшего напора самовластия, и вот уже Нерон хищно истребляется своего знаменитого учителя-философа Сенеку со всеми его нравственными учениями. В этой аутентичности и неповторимости и заключается еще одна пикантная особенность книги - во времена Цезарей рядом еще не маячил глава христианской общины с моральными наветами и всей полнотой народной власти. Позднее, как показывает история, государственная мощь разливалась уже на несколько русел.

Итак, разобрав, идеологическую составляющую книги, остается сказать о стилистике и самом нарративном содержании. Что касается последнего, то стоит отметить, что оно базируется исключительно на описании мелких деталей - быта, одежде, повадках, причудах, словах и разнообразных смешных и грустных историях из жизни римских цезарей. Можно сказать, что для Светония важно скорее показать их закулисную жизнь в качестве обычных людей. В своей книге он собрал буквально все возможные анекдоты, забавные и ужасающие деяния своих героев под "одной крышей", что позволило целому ряду крылатых выражений вроде "деньги не пахнут" или "какой артист погибает" пережить не одно тысячелетие.

Однако стилистика, вопреки содержанию, вероятно является слабейшим местом книги. Фактически Светоний немеренно избегает какой-то связности и хронологии событий, предпочитая укладывать все повествование в своеобразные рубрики - рождение, внешность, питание, годы царствия, смерть и т.д. От этого книга, являющаяся наверное самым остросюжетным триллером в историографии трех тысячелетий, заметно буксует. Также произведение не церемонится с читателем при описании римского общества с его классами и порядками, поэтому чтобы ориентироваться во всех регалиях проконсулов и децемвиров лучше сперва навести справки.

В целом же, книгу стоит не только прочитать, но и иметь в библиотеке как живой памятник экстраординарной истории. Да и в общем, все-таки приятно ощущать рядом что-то настолько современное, но при этом давно пережившее само время.