20 сентября 2020 г. 13:26
2K
4.5 Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему
Давно мне не попадалось почти подряд столько авторов, о которых я не раз слышала, но никогда не читала. А тут вдруг - как прорвало. Мои друзья (спасибо им огромное!) ринулись меня просвещать, благодаря чему я познакомилась сначала с Франсуа Мориаком и Эрве Базеном, потом с Филиппом Эриа, а теперь вот и с Анри Труайя. То есть на самом деле он никакой не Труайя, он русский армянин Левон Асланович Торосян, вывезенный из России в семилетнем возрасте, после случившейся революции. То есть русским его назвать нельзя, но Россией он ушиблен основательно, что в тексте чувствуется, несмотря на описываемые буквально греческие трагедии и французские жизненные обстоятельства.
Автор рассказывает нам о семье Эглетьер, знакомя сначала с тетушкой Мадлен, которая вырастила детей своего брата после его развода с женой, но впоследствии была отставлена от их воспитания, поскольку у них появилась мачеха, которая конкуренции терпеть не пожелала. Мадлен одинока, держит антикварную лавку и живет в небольшом городке в Нормандии, хотя всем сердцем осталась в Париже, рядом с племянниками. Их у неё трое: обучающийся юриспруденции, чтобы продолжить дело отца, надежда семьи Жан-Марк, некрасивая изучающая русский язык студентка Франсуаза и одержимый идеей путешествия в Африку школьник Даниэль. Все они в том возрасте, когда помощь и внимание взрослых очень нужны, но принимаются только на определенных условиях, поскольку иначе воспринимаются как вторжение в личную жизнь. И вот как раз Мадлен оказывается тем самым взрослым, которого младшие Эглетьеры удостаивают своего доверия.
Роман написан так, что назвать в нем главную сюжетную линию довольно сложно. Конечно, случившееся с Жан-Марком - это наиболее острое событие, которое так или иначе задевает всех, но и душевные терзания Франсуазы, и упорное стремление достичь своей цели Даниэля, и даже тонкости супружеских отношений Кароль и Филиппа, описаны так, что на время становятся наиболее значительной темой в романе. Не знаю, как это получилось у автора, но линия отношений Франсуазы с её русским преподавателем Козловым ничуть не поблекла на фоне страстей эглетьеровской Федры с её Ипполитом. В общем, мне показалось, что самое сильное в этой истории не то, о чем она написана (в принципе, предсказать, как будут развиваться отношения героев, можно уже после их представления), а то, как это сделано. И вот события катятся, как снежный ком, сметая разумные барьеры и доводы рассудка, а читатель в панике следит за происходящим, сочувствуя юным, чьи чувства попадают в жернова, и не представляя себе, как можно их защитить. Тем более, что среди героев старшего поколения разве что Мадлен пытается что-то для них сделать. И Кароль, и Филипп, и Козлов, и Люси - все заняты только собой, только своей жизнью и своими удовольствиями. Причем если меня и коробит больше всего именно отказ Люси помочь Франсуазе, то это во мне говорит не справедливость, а собственное материнское чувство. В равнодушии Филиппа к дочери ничуть не меньше вреда. Труднее всего обвинять в равнодушии Козлова, но и он явно нацелен только на получение удовольствия, причем по своим правилам, к сердечным переживаниям девушки он явно относится без внимания.
В общем, роман Труайя заставляет задуматься об одной вещи, которая не зависит от границ и различий общественного строя. Тема "отцов и детей" вечная. Родители, которые, как Люси, производят детей, выполняя некий обязательный долг, по сути являются родителями только биологически. В её жизни Франсуаза удобна как приходящая в гости дочь, и радостна, когда её внешность позволяет ею гордиться. Разве Люси готова поступиться бытовыми удобствами, чтобы впустить в свой дом эту девушку с её невысказанными проблемами и неясными перспективами? А Кароль, которой закон дает право выполнять родительские функции в отношении детей Филиппа, и которая с удовольствием играет положенную роль на людях. Нужны ли ей эти дети? Готова ли она вложить в них хоть частицу своей души, или для неё главное - получать удовольствие? Я говорю прежде всего о женщинах, но это только потому, что для меня они должны бы быть понятнее... Филипп ничем не лучше. Дети для него - просто элемент успешной жизни. Не задумываясь ни на секунду, он навязывает Жан-Марку сферу деятельности, он развращает его своими представлениями об удобстве потребления, он цинично показывает ему, как мало ценит подлинные чувства. В общем, именно его поведение закладывает основы будущей драмы. Драмы, которая должна бы разразиться, но может и пройти стороной, если Филипп не сочтет нужным принять близко к сердцу то, что для других может показаться подлинной трагедией.
Не так давно я прочитала роман "Равнодушные". Так вот, Филипп, Кароль, Люси - вполне могли бы оказаться героями Альберто Моравиа. Все, что не является для них сиюминутным удовольствием, легко оставляет их равнодушными. Так страшно, что за это отношение расплачиваются другие. Юные, неискушенные.
Анри Труайя написал об Эглетьерах трилогию. Я обязательно буду читать продолжение. Это как Форсайты, Буссардели и Резо - не представляю себе, как можно было бы не захотеть узнать, что произойдет дальше. Хотя и подозреваю, что ждать чего-то светлого, счастливого - не приходится. Впрочем, в этих историях есть много того, о чем стоит подумать. Хотя и хочется верить, что в жизни итоги подобных размышлений нам и не пригодятся. Мы ведь все живем счастливо?
Книга прочитана в рамках Лампомоба 2020 по совету kseniyki
7/14
Ксенька, спасибо тебе огромное за этот роман и нового для меня автора. Знаешь, я понимаю, что в нем тебе не близко, но при этом очень здорово, что тебе не помешало это почувствовать, чем эта история может зацепить меня. Считай, что я официально обратилась к тебе за советом в следующем Лампомобе, и уже начинай придумывать, чем удивить меня в следующем году. :)
А я читала эту книгу лет тридцать назад, она у меня даже в бумаге есть. Но я совершенно не помню, что там:(