Больше рецензий

Introvertka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 сентября 2020 г. 13:34

970

0 Путешествие в прошлое и не только

Не могу назвать фантастику, а особенно научную фантастику, одним из своих любимых жанров в литературе, но время от времени всё-таки почитываю разных авторов, выбирая при этом самые популярные и любимые читателями произведения, чтобы точно избежать разочарования.

Роман Джека Финнея «Меж двух времен» - один из самых часто упоминаемых фантастических романов в книжных подборках, наряду с произведениями Герберта Уэллса и Роберта Хайнлайна. Кроме того, он входит в американскую версию «100 лучших детективных романов всех времен».

Роман и в самом деле представляет собой довольно занимательную смесь фантастики и детектива. Вместе с главным героем Саймоном Морли читателю предстоит выяснить тайну 90-летней давности, касающуюся голубого конверта и загадочного знака на надгробии известного политического деятеля. Естественно, что самый точный и верный способ узнать, кто и с какой целью отправил таинственное послание - проследить за моментом передачи конверта на почту.

Именно это и намеревается проделать Морли, которому посчастливилось стать участником строго засекреченного научного проекта, цель которого состоит в исследовании возможности путешествий в прошлое.

Тема путешествий во времени поднималась многими писателями и продолжает широко эксплуатироваться и в современной литературе по весьма понятным причинам – широкий простор для воображения ввиду полного отсутствия каких-либо достоверных фактов, неизменный интерес публики, а также богатое разнообразие вариантов развития сюжета благодаря пересечению временных плоскостей.

Но Финнею удалось привнести кое-что новое в эту неисчерпаемую тему. Во-первых, стоит обратить внимание на способ, при помощи которого главный герой осуществляет свои путешествия в прошлое. Это вам не банальная машина времени (вспомним, например, одноименный роман Герберта Уэллса) или волшебное зелье / научный препарат (как было у Дафны дю Морье в «Доме на берегу»). Здесь главная движущая сила, помогающая стереть временные рамки, заключена в самом человеке – именно его воображение, его способность почувствовать дух прошлых лет помогают погрузиться в мир давно ушедших лет.

Вторая изюминка «Меж двух времен» - та самая детективная составляющая сюжета, разбавляющая довольно тихое течение первой половины романа. Именно с помощью такого нехитрого приема Финней притягивает внимание читателя, вовлекая в круговорот тайн прошлых лет, которые так интересно разгадывать вместе с главным героем.

Ну а вторая половина книги вышла на удивление динамичной и захватывающей, уровень накала читательского любопытства зашкаливает, и вот ты уже с нетерпением переворачиваешь страницу за страницей, чтобы узнать, что произошло с героями дальше. Трудно не согласиться с высказыванием одного из персонажей романа:

Пожалуй, самое сильное чувство, движущее родом человеческим, сильнее чувства голода и чувства любви - это любопытство, неодолимое желание узнавать.

Но за этой бурной динамикой и остросюжетностью стоят по-настоящему важные для всей истории человечества вопросы, касающиеся ответственности за новое изобретение и риски, связанные с его использованием.

Каждое новое научное открытие – это в первую очередь эксперимент, который неотделим от понятия риска. В каких же случаях этот риск оправдан, а когда лучше предпочесть бездействие и неведение?

К сожалению, зачастую новые открытия и изобретения попадают в не те руки и используются во вред человечеству.

Учёные совершают фантастические открытия, и на эти открытия немедля накладывает лапы группа, нет, горстка людей, решающих всё за всех. Наука открывает способ расщепить атом, а они тут же решают, что лучшее применение новому открытию - испепелить Хиросиму!

- и сколько таких примеров еще можно привести!

Особенно остро вопрос этичности науки встает перед Саймоном, когда эксперимент внезапно переходит из рук ученого в руки государственного деятеля. Теперь задача Саймона не просто следить за ходом событий из прошлого, избегая при этом малейшего вмешательства в «дела давно минувших дней», а наоборот активно вмешиваться в процесс, изменяя прошлое в пользу своей страны.

А как же так называемый «эффект бабочки», гласящий, что

...любое действие в прошлом неизбежно имеет последствия в любом возможном будущем

Или же, наоборот, как уверяют главного героя,

События поистине важные не происходят по чистой случайности. Они результат взаимодействия такого множества сил, что становятся попросту неизбежными и не вытекают из какого-то одного отдельно взятого поступка

Сам же Финней на этот вопрос отвечает однозначно:

Кто бы там ни оказался прав, я считаю, что ни у кого в целом свете недостанет божественной мудрости переустроить настоящее, переделывая прошлое

Однако нельзя сказать, чтобы концовка романа столь же однозначно подтверждала этот вывод автора – слишком много противоречий вызывает решение главного героя.

Надеюсь, что в продолжении романа («Меж трех времен») эта мысль получит свое развитие.

Влиять на ход событий в моем собственном времени - значит оказывать всякого рода непредвиденные воздействия на какое-нибудь и чье-нибудь другое будущее, а мы только этим и занимаемся всю свою жизнь.