Больше рецензий

BlBird

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 августа 2020 г. 12:03

394

5 Porco Rosso или Красный Свин

картинка BlBird

Porco Rosso или Красный Свин, а вы готовы прочитать рецензию на книгу, посвященную анимэ и основанную на анимэ? Да, этот томик по миядзакиевскому творению не претендует на то, чтобы стоять где-то особняком в мире литературы да и к тому же даже литературного источника у самого мультфильма, из-за которого выпущено это издание никогда не было. Создатель мультфильма он и есть творец сценария и всей истории о Красном Свине.

И все же как бы алитературна ни была эта книга о ней хочется написать. Не потому что кто-то тут пишущий влюбленный в Миядзаки. Чем больше знакомишься с его творчеством, тем более реально вырисовывается образ во многом мультипликатора от мэйнстрима, а также тем ярче среди общей тенденции выступает созданный на заре творческой карьеры "Красный Свин" - один из двух фильмов для взрослых, которые создал режиссер.

Мне нравится эта книга, потому что в ней довольно много настоящих скетчей мастера, нарисованных его рукой тогда, когда он работал над концепцией фильма. Известно, что Миядзаки не писал сценариев от руки, он "прокручивал" ситуации с героями в голове, и история складывалась в логичную цепочку событий. Новый поворот - и вот он уже зарисован в череде кадров. Видно как создавался образ, как он дорабатывался, каким он был изначально. Скриншоты, конечно, тоже присутствуют, но того исторического материала, что составляют рисунки от руки, предшествующие непосредственно работе над анимацией тоже достаточно.

Итак, Porco Rosso, почему именно эта книжка с картинками так мне дорога? От того, что наверное нам всегда хочется узнать что-то еще о том, что уже успело довольно сильно понравиться.
Фильм вышел в 1992 году! Некоторые люди, зарегистрированные на этом сайте еще и не родились в то время. Да, что там говорить - прошла целая эпоха! Поэтому "старье" наподобие "Красного Свина" мало кто в наши дни и смотрит, и все-таки....да все-таки он так мил! Но не "милотой", которую высмеивают и которой в избытке в инстаграмных постах. Нет, очарование этого фильма в том, что он прикасается к струнам души, которые резонируют на высоких частотах. Красный Свин намекает нам на образ, созданный Хамфри Богартом в "Касабланке", а атмосфера бара - почти идентична ему же из этого фильма. Миядзаки не скрывал некую привязанность к фильмам 40-х годов и, уж, конечно, многим известно о его увлечении авиацией.

Вот и встретились "увлечения" создателя в этом фильме. И все же, история не об авиации, и даже не о том, почему пилот асс Красный Свин стал красным Свином с мордой свиньи вместо человеческого лица. Единственное, что вы можете услышать в качестве ответа на подобный вопрос от немногословного главного героя это то, что "лучше быть свиньей, чем фашистом." Это возвращает нас к вопросу о времени, в котором происходят события мультфильма и, пожалуй, это один из интереснейших вопросов, т.к. ответ будет не менее интригующ. Кто-то может подумать, что "Красный Свин" повествует о временах непосредственно предшествующих Второй Мировой, тем более, что и имя главного героя в оригинале дано на итальянском Порко Россо, а место действия - Адриатика, но дело в том, что в 20-х годах, собственно с начала 20 года до середины 21 в том регионе, на территории Италии, образовалось довольно примечательное государство Фиуме под предводительством команданте Габриэле Д'Аннунцио, знаменитого литератора, эротомана, военного и, как видите, руководителя целого города-республики.

Кому интересны подробности этой истории может найти ее в сети, а я пока что этим и ограничусь, сказав лишь, что создатели такой юной республики не имели очень ясных практических представлений об экономическом фундаменте их государства, поэтому вопросы о нуждах народа решались просто: все нужное, в том числе продукты пропитания экспроприировалось у грузовых кораблей и самолетов. Так, узаконенными грабежами республика и смогла просуществовать целых полтора года. Жили они весело - шествия, парады, развлечения, не говоря о конституции в стихах - все это располагало народ к принятию власти и строя.

Так что название фильма говорит нам о многом, а знакомство с эпохой погружает еще больше в мультяшные реалии. Красный Свин занимается тем, что на своем ярко красном самолете вылавливает пиратствующих, за что ему и платят. Но пираты тоже не дремлют и уже "заказали" бойца-американца, который уберет с их дороги надоевшего Свина. Поединком Свина и американца-Кертиса фактически и заканчивается фильм. Не скажу, кто выиграл, а секрет того останется ли наш герой уже не-Свин (да, такие превращения бывают даже в реалистичных фильмах) с красавицей певицей Джиной даже создатель фильма оставляет будто бы за кадром, хотя для внимательного зрителя многое откроется :)

Так о чем это все было написано? Мультипликация, тем более с такой прорисованной детализацией как ничто иное приковывает взгляд. Мы смотрим на детали быта, на обычные жесты так, как будто в них появилось что-то магическое, и это действительно так. В фильмах мы видим лишь запечатленную реальность, видео, фотокадры, собранные в одно целое. В анимэ все воссоздается заново, на бумаге, поэтому любому незначительному жесту придается значение, если нарисовали - значит хотели этим что-то сказать. Не просто фиксация момента, а его создание из ничего и самые тривиальные вещи обретают волшебство самим существованием на экране. Это также как разница между фотографией и картиной (рисунком). Фотография фиксирует, почти ничего не добавляя моменту, а рисунок это творение с начала и до конца даже если он лишь отражает ту же самую реальность, которую с такой легкостью фиксирует щелчок камеры фотоаппарата. Я не преуменьшаю важность фотоискусства, но в рисунке волшебства искусства на мой взгляд больше.

Нарисовать анимэ, а речь именно о рисованных анимэ, так, чтобы передать атмосферу места, времени, чувств и дум героев - вот чем сильно анимэ и чем оно даже иногда обыгрывает кинематограф, а порой и превосходит его. Анимэ - изначально волшебно, а значит и сказочно, даже если оно повествует о реальной жизни. Оно придает обычным вещам магию, на которую еще в какой-то мере было способно черно-белое кино.

Поэтому и ценят анимэ в Японии, стране где культ эстетства просматривается в очень многих вещах. Это происходит и от менталитета, идет из традиций страны, связано с ее местоположением и историей. Увидеть красоту жеста, детали, остановить мгновенье - то, что умеют японцы и что пока еще им удается сохранить в своей культуре (в отличие от тех же корейцев) которая стала поистине двойственной, но это уже разговор на тему страны.

В этом анимэ "Porco Rossо" все напоено "Временем вишен" https://www.youtube.com/watch?v=7H_KkpuleYw("Le temps de cerises"куда же японцы без вишни-сакуры), поющемся на французском языке утонченной мечтательницей Джиной в самом начале фильма. Можно было бы сказать. что это история о любви или об обретении себя, что происходит в жизни Порко, кто-то узрит феминистические отголоски в образе девчушки-инженера, которыми так богата мультипликационная история Миядзаки или даже идеи пацифизма, но все же главное достоинство фильма в его невероятной по близости к зрителю атмосфере. Персонажи двигаются, живут своей жизнью на экране, а отдаются в твоей душе, оставляя неизгладимые впечатления. Ты хочешь сказать "ах", что это было? Почему фильм с таким вроде бы не слишком поэтичным названием убеждает, не убеждая (как раз по-японски исподволь) в противоположном, в том, что это одно из самых поэтичных произведений искусства конца 20 века, не говоря о том, что это одно из лучших произведений, созданных на студии Гибли и так необоснованно недооцененных или забытых под шквалом буйства технически более прогрессивных фильмов.

Так что хорошо, что есть книги, как эта. В ней пусть и немного, но передан момент создания анимации, и для поклонников истории о Красном Свине это большой подарок.

В заключение несколько картинок из книги. Самые первые - это сцена, которой открывается фильм, а дальше и сам главный герой.

картинка BlBird
картинка BlBird картинка BlBird

картинка BlBird картинка BlBird картинка BlBird картинка BlBird картинка BlBird