Больше рецензий

21 августа 2020 г. 11:18

3K

5 "451 градус по Фаренгейту" в русской интерпретации

Я начала читать этот рассказ, особо не задумываясь, о чем он. Не за горами декабрьское сочинение, и, чтобы аргументировать свои мысли, нужно хотя бы ознакомиться с произведениями, которые предлагает ФИПИ. Я плохо знакома с современной прозой: есть еще множество книг, преимущественно 18-19 века, которые мне бы очень хотелось прочитать, а потому распыляться на все подряд как-то не хочется. Теперь же мне хочется полностью пересмотреть свои взгляды.

События рассказа происходят в 23 веке, когда все искусство умерло, музыку, литературу и живопись вытеснила робототехника. Книги стали редкостью. Автор рисует картину, которой боится каждый книголюб - книги теперь уже никому не интересны. Главный герой этого рассказа - Андрей Петрович, учитель литературы, по факту мертвого, никому не нужного предмета. Он живет на пособие для безработных, его кормят книги, которые он продает коллекционерам. Для человека, влюбленного в литературу, такая жизнь просто немыслима.

Я ничего не ожидала от этого рассказа, но, по итогу, могу назвать его одним из лучших прочитанных за год. Автор предостерегает нас: уже сейчас видно, что любовь к книгам - скорее редкость. Мне больно от подобных размышлений, в голове витает только одна мысль: "Как остановить этот губительный процесс?! Как предотвратить такое ужасное будущее?!"Почти каждый человек торопится успеть все, добиться славы, стать богаче, а по итогу у нас почти не остается времени на себя, на своих друзей и родственников. Мы все бежим, бежим, не зная куда, не делая остановок. Книги всегда были посредниками между людьми, передавали идеи, вселяли надежду или наоборот предостерегали... Глазами главного героя мы наблюдаем за увяданием всего общества:

Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

Технологии помаленьку вытесняют гуманность, а людей, увлекающихся гуманитарными предметами, считают (по крайней мере в моей школе и, согласитесь, перспектива просто ужасная) отсталыми, глупыми. Как можно променять прогресс на какие-то книжки, которые уже сейчас - пережиток прошлого! Не-е-ет! Это немыслимо, чтобы литература могла кому-нибудь нравятся, это скорее странность. Школьники, раньше питавшие любовь к истории или языками, поневоле начинают задумываться о смене профиле: "Может лучше перейти в химбио? Число бюджетных мест все урезают и урезают, смогу ли я прокормить себя литературой в будущем", чтобы не выглядеть глупо на фоне технарей. Но, что еще ужаснее, почти все мои одноклассники хотят стать химиками не потому, что им интересна химия как предмет, а потому, что им так сказали родители. А еще лучше изучать робототехнику, потому что за ней будущее.

Мне хочется снова и снова повторять моим одноклассникам и ровесникам: "А вы не задумывались, что мы живем в обществе, а потому закрыться в башне и заниматься, чем хочется, не получится? Вы не сможете закрыться в научной лаборатории. Вы должны сохранить хоть какое-то понятие об обществе!" Каждый нуждается в социально-гуманитарных знаниях, каждому человеку необходимо научиться уважать чужие пристрастия, черпать новые знания, может, не в книгах, а в интернете, но развиваться, идти в нужном векторе, помнить о том, что жить монахом в горах не получится. Извиняюсь: рецензия скатилась в субъективщину. Но я не могу перестать думать о том, что происходит с нашим миром. Свеча горела... Но горит ли до сих пор? Ведь свеча - маленький островок света в непроглядной тьме, который так просто потушить. Однако, и от свечи рождается пламя.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

картинка Disappeared_sun