Больше рецензий

6 августа 2020 г. 21:35

957

4 Ты был очень болен. Но теперь ты здоров!

И тебе столько всего еще нужно сделать. Именно эта мысль проносится шлейфом сквозь всю книгу Курта Воннегута «Времетрясение».

Кто-то считает, что «Времетрясение» не та книга, с которой стоит начинать знакомство с автором. Наверное, в силу того, что книга действительно в чем-то странная, временами несвязная, автор то и дело прыгает от одной темы к другой, иногда завершая свою мысль, а иногда – будто забывая, о чем он говорил пару строк назад. Но как мне кажется, именно эта сбивчивость и аритмичность повествования становится изюминкой книги.

Так все-таки: о чем же она? Обо всем сразу. Десятки тем на размышление, сотни воспоминаний о прошлом и будущем. В книге Воннегута повествование перепрыгивает от реальных воспоминаний из жизни автора к выдуманным мирам и персонажам. И не всегда удается уловить – где реальность, а где начинается фантастика. В этом, по-моему, вся прелесть.

Книга пестрит фразами и идеями, каждая из которых говорит: «Ты был серьезно болен! Но теперь ты здоров! И еще столько всего нужно сделать!». И правда: первое, что хочется сделать после прочтения – начать создавать что-то стоящее, осознать, что ты теперь – немного другой, новый, чуточку лучше, чем был.

Что до фантастики?
Фантастическая нить повествования рассказывает о том, как в 2001-ом году Вселенная решила заново к состоянию точки, но потом передумала, и время откинулось на десять лет назад, в 1991-ый год. Казалось бы: можно столько всего поменять, исправить, не допустить ошибок, совершенных за целое десятилетие, ведь человечество обзавелось воспоминаниями о будущем! Окунулось в дежавю, длиною в целых десять лет. Но человечество обречено совершать те же ошибки, говорить те же слова, страдать и радоваться, и делать все в точности то же, что уже делало, не имея свободы воли. Человек не может даже выкрикнуть какую-нибудь бессмыслицу вслух, не имеет возможности сопротивляться предписанной судьбе. Когда же это длительное дежавю прекращается, и человечество вновь обретает свободу воли и не знает, что его ждет дальше – тогда-то оно и впадает в апатию, из которой способны вывести только слова писателя-фантаста. Ими я и озаглавил статью.

Что до реальности?
Как я и говорил, ее не всегда удается уловить: автор постоянно перебрасывается на реальный мир, не разграничивая придуманный умысел с фактами. Он говорит о детстве, о юношестве, о том, как он со временем во всем разочаровался, как он обретал себя и веру в свои собственные идеалы. И по мне, эти вспышки воспоминаний, авторская позиция автора, являются самым ценным в книге. Самыми важными идеями в ней, которые то и дело хочется расхватать на цитаты и исписать ими стены квартиры.

Я простил этой книге сбивчивость повествования и счел это изюминкой, потому что эта книга стала последней книгой автора. Он сам считал ее собственными мемуарами, и наверняка хотел рассказать в ней обо всем и сразу. Подводя итог своего творчества, хочется рассказать о многом. Это желание рассказывать обо всем и сразу встречается у многих американских писателей, оттого многие книги выходят непонятно о чем, непонятно зачем. Но книга «Времетрясение» тот случай, когда автор успешно раскрыл многие волнующие его темы, пускай немного запутанно, но естественно и ясно. Я обязательно еще постараюсь рассказать об этой книге здесь, ну а пока – приглашаю к ее прочтению!

Рецензия, списанная с моей статьи