Больше рецензий

Kaia_Aurihn

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 августа 2020 г. 02:09

708

3

Когда любимая тётушка начинает вам втирать про полтергейстов, кикимор и ангелов, в голове остаются лишь междометия. Куда подевалось высшее образование, где твои советские годы атеизма, как же городская жизнь, а, тётушка? Вот с таким недоумением я и читала эту книгу.

В целом сборник посвящён очень важной теме связи поколений, и с каждым из 4-х произведений разрыв немного увеличивается. Написан очаровательно наивным языком детских сказок, красочно, сочно, так и навевает воспоминания (ладно, фантазии) о лете у бабушки в деревне.

1. Дочки, бабушки и мамы
Три совсем коротеньких зарисовки про семью и деревню. Первая - про летний день, когда и дети, и родители одинаково радуются прогулке. Кажется, что в целом мире нет ничего, кроме солнечного холма, что ты в центре вселенной и любая сказка может сбыться. Вторая - про имена для деревенских животных. В качестве контраста, в третьей, выступает городская квартира с третирующими семью соседями. В историях сочетаются вполне правдоподобные фантазии "как это могло бы быть устроено" глазами детей, так и совершенно сказочные элементы вроде духов торгового центра слушающих блок-флейту.

2. Большое сочинение про бабушку
Внучке задали написать сочинение про бабушку и она выпытывает у старушки, что бы такое написать. А бабушка ей не слишком помогает. Просто рассказывает про деревенский быт, про печку, про вышивку, про поверья... И только уж совсем под конец выплывает кое-что из истории семьи. В целом познавательно, хотя и отрывочно.

3. Стержень и пружина
Этот рассказ более цельный, чем остальные. Он про разное мировоззрение у отца и сына, про старшее поколение негнущихся стержней и младшее - приспособленцев-пружин. Им не понять друг друга, потому что у них разные ценности, разные установки и представления о достойном поведении, но тем не менее оба друг для друга семья. И по правде говоря, мои симпатии на стороне ребёнка.

4. Почему рассердилась кикимора?
Самый большой и самый непонятный рассказ. Хотя скорее этнографический очерк. Завязка совершенно фантастическая: в квартире всё начинает ломаться, предметы падают или теряются, поэтому семья решает совершить паломничество к истокам, т.е. в деревню. По дороге они (внезапно!) беседуют об избе и связанных с её постройкой верованиях: от выбора дерева до украшения рушниками красного угла. Этим архитектурным изыскам вкупе с сетованиями, мол, сейчас городские потеряли душу дома, всё пропало без печёной тыквы, и посвящена львиная доля книга. Как эта беседа связана с сюжетом? Да никак. В качестве кульминации - проведение эзотерического обряда над приёмным сыном в доме умершего деда (говорить тот не мог, а тут и заговорил), но это не имеет никакого отношения вообще ни к чему в книге. И наконец вывод: предметы в квартире падают, потому что обиделась кикимора, которая и не кикимора, а Макошь, потому что дочка не любит своё имя Параша, а Параша - есть Параскева Пятница, которой подменили пятничный день Макоши с приходом христианства. Ну, или потому что Параша не захотела учиться делать ритуальных кукол...

К книге у меня две претензии, из-за которых я бы не стала её рекомендовать.
Первая - неструктурированность. Автор и сама не знает, о чём конкретно рассказывает. Всё обо всём, в заголовке одно, а внутри - уж что получится. В сочинении про бабушку о самой бабушке ничего нет: деревня есть, а человека не видно. В рассказе про кикимору говорят о деревянном зодчестве, вспоминая о самой кикиморе едва ли не на последней странице.

Вторая - лютое мракобесие. Есть грань, когда придумка переходит в диагноз, и она в действиях. Одно дело рассказать про быт и суеверия, про веру предков и их обычаи, а совсем другое звать экстрасенсов, крутить ритуальную куклу от бессонницы и лечить немоту эзотерическими путешествиями к дому предков. В начале всё было невинной фантазией, но в лес углубляться не стоило. Я положительно отношусь к домовому, как персонажу сказок, но включать его в современную картину мира излишне.

И немного огорчает категоричность автора в плане того, что поколение, не привычное к бане, не топившее русскую печь, лишено связи с предками. Просто жизнь быстро меняется. Точно так же можно сказать, что комбайнёр (или бери дальше - оратай) лишён покровительства земли, ибо когда-то руками её предки рыли. Не всё в современной квартире и городских реалиях корректно сравнивать с тёмной деревней. Память - это очень важно, важно любить и уважать бабушек с дедушками, но нести через века названия лавок?.. Вытягивать из этимологического словаря близость дома и могилы? Это совсем не помогает ни понять, ни полюбить.