Больше рецензий

BadFatCat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 июля 2020 г. 23:02

1K

3 Што ты делаеш

Очень смешанные у меня впечатления об этой книге. С одной стороны, она неплохо написана, достаточно интересна и в ней присутствует несколько нестандартных ходов, которые отличают ее от привычного шаблона подобных историй. С другой, мне она показалась несколько затянутой, и зачастую мотивов героев я не понимала, а потому сидела с лицом лица и вопросом: «Што ты делаеш» практически всю вторую половину книги, когда и начинаются основные логические дыры в сюжете.
Тема в книге поднята, конечно, важная и очень сейчас актуальная – домашнее насилие, но создается впечатление, что автор собрал все, что смог из жалостливых моментов, способных вызвать у читателей слезу и впихнул их все в текст, просто скопом, чтобы уж точно всем было понятно: все очень плохо! Тут вам и домашний тиран, избивающий беременную жену и ребенка, держащий их практически в изоляции от мира, и оглохшая от побоев собачка, и смерть родителей, собачки и младенцев, и сиротство, и женщины с травмами, лишенные родительских прав, разлученные с детьми, и мигранты, скрывающиеся от правительства, и искалеченные судьбы, и сексуальное насилие, замешанное с домашним, множество смертей любимых, отсутствие перспектив, потерянность по жизни – и все это щедро сыплется на читателя, как из рога изобилия, так что примерно к середине книги хочется составить список-чеклист и пить каждый раз, когда в тексте всплывает очередной трагический и слезодавительный момент. Если бы я так сделала, к концу книги я была бы уже в дрова и мало что соображала.
Во-вторых, вторая проблема: никто не говорит ни с кем словами через рот. Опустим главную героиню, ей и без того досталось от автора, вернемся к ней попозже, возьмем, для примера, ее бабушку, Джун. Если бы она прямым текстом рассказала девочке все с самого начала, никакой книги уже не было бы, или она была бы короче примерно в половину. Но нет, бабушка разводит тайны и пускает туман, как паровоз, без видимой на то причины. Абсолютно непонятно, что мешало ей рассказать, что родители Элис встретились в Торнфилде – что, это такая запретная информация? В чем проблема-то? Что мешало сказать девочке, что ее брат жив и его усыновили другие люди – почему она всю жизнь скрывала это? ЗАЧЕМ?! Могу понять, почему она поступила так подло, когда узнала о попытке побега Элис и Огги, можно ее как-то еще оправдать (нет), но все вышеперечисленное просто взрывает мой мозг. Джун показана настолько нелогичной и противоречивой, что в процессе чтения иногда просто хочется разбить лоб о стол, потому что ты просто не понимаешь ее мотивов, не можешь понять, почему она ничего не говорит и что такого ужасного в информации, которая, в принципе, общедоступна и всем известна и которую она не хочет рассказать Элис.
Сама Элис тоже умом не особо блещет, казалось бы, ты не в каменном веке живешь, у тебя есть язык, пальцы и интернет! – но это еще куда ни шло, детство у девочки было очень трудное, пережитая трагедия явно на ней сказалась, к тете она привязана – но в конце-то концов, когда ты уже выросла, сбежала и обрела независимость, дорогая моя – если уж ты влюбилась в мудака, который начал тебя бить, неужели ты не видела в нем ничего похожего на поведение твоего отца? Совсем? Неужели когда он в первый раз тебя ударил, ничего не всколыхнулось в памяти? Почему ты не ушла и никому ничего не сказала – ты не была одинока, у тебя были друзья? Я понимаю, если бы она с таким в первый раз столкнулась – но у нее же перед глазами был живой пример, который избивал ее мать и ее, неужели она не провела никакие параллели? Когда он подал на нее заявление, почему она просто не встала, не показала свои синяки и не подала встречный иск или хотя бы не попыталась оправдать себя? У нее даже свидетели были, готовые были подтвердить ее историю, но нет, все предпочли просто промолчать и трагично отвернуться. Лулу, которая совершенно точно знала, что возлюбленный ее подруги – тиран, который избивает женщин, предпочла ничего не рассказывать. Никому, в том числе Элис, которая спрашивала прямо. У меня просто это в голове не укладывается. Конечно, именно хрупкая девочка в синяках по всему телу и на шее избивает здоровенного взрослого мужика, про которого всем вокруг известно, что он мудак. Точняк, все так и есть. Продолжайте в том же духе, ребята, все окей, это очень логично. И выяснять правду, конечно же, никто не будет, зачем это еще? Глупости какие.
Вообще вопросов по мере прочтения все больше. Странные поступки, странная логика героев, странный Торнфилд – ферма, где по идее работают женщины, которым нужна помощь – этакий приют-прибежище. «Цветы» нам покажут только в течение нескольких страниц, даже удосужатся представить – и все, дальше они отходят на второй план и вовсе не упоминаются. Смысл фермы-прибежища в тексте теряется как таковой, поскольку про это больше нигде и никогда упоминаться не будет, женщины со своими историями просто растворятся и вы про них больше ничего не узнаете.
Вообще все странно. Время действия, насколько я поняла, плюс-минус наше, везде есть компьютеры, интернет и телефоны, Элис в этом никто не ограничивает, как и тех, с кем она может общаться – но тем не менее, ее парень, который якобы бросил ее и уехал без нее, связываться с ней тоже не будет пытаться, хотя он совершенно точно будет знать, что Элис не виновата в том, что произошло. Но нет, мы слишком гордые, мы не будем писать (только лет через десять, когда уже будет ничего не исправить), звонить и ничего не будем пытаться объяснить. Твиг, которая ужасалась действиям Джун и пыталась направить ее на путь истинный, тем не менее, всю книгу будет молчать и не будет рассказывать Элис то, что ей нужно знать. Ну просто… потому что Джун же не хочет, и даже если ты считаешь, что она калечит девочке жизнь и скрывает от нее факты, рассказывать все равно никто ничего не будет. Пусть растет душевный калека, ей по жизни мало, видать, досталось, с такими родителями. Вообще с таким поведением Джун неудивительно, что у нее вырос сын-тиран: ее больше интересуют ее Цветы (которые вообще практически не играют никакой роли в тексте), чем собственный ребенок, которому наверняка не хватало внимания матери в детстве.
Причем тут по итогу цветы, если особой роли в тексте они так и не играют – ну да, тут даны их значения, ну да, Торнфилд выращивает цветы, ну да, символизм и все такое прочее, но роль-то, какую роль они должны сыграть, кроме того, чтобы быть фоном? Непонятно. Встречаются моменты странной мистики и даже попытки в магический реализм, но и они никак не выстреливают. Лулу умеет в предвидение, окей, как это сыграет в тексте? Никак. Элис умеет в язык цветов, на что это влияет? Да по сути ни на что, кроме того, что это просто такая ее интересная мулечка.
Короче, глобальных выводов по прочтению два. Насилие – это плохо, пнятненько? И второй: если бы люди говорили друг с другом, а не устраивали тайны мадридского двора на пустом месте, то вся книга была бы в два раза короче, а герои казались бы умнее и жизнь у них была бы лучше. Может, оно и к лучшему.